В этом году исполнилось 40 лет со дня выхода на широкий экран знаменитого фильма Александра Митты «Экипаж».
Когда создатели картины обратились за помощью к министру гражданской авиации СССР Борису Бугаеву, он выдвинул требование: чтобы фильм был столь же популярен, как «Небесный тихоход». Условие перевыполнили. Во всех кинотеатрах аншлаги, купить билет никакой возможности не было.
Действительно, «Экипаж» затмил «Небесный тихоход» по популярности. Правда, одного из главных, крылатых героев этой картины, назвать «тихоходом» язык не повернется. Самолет Ту-154, который им стал, был самым скоростным воздушным судном как в России, так и в мире. В гражданской авиации советского и постсоветского периодов он стал самым массовым как на внутренней воздушной сети, так и на зарубежной.
Профессионалы-авиаторы воспринимают этот фильм критично. Впечатления от картины вымыслы не портят. Но как провести грань между правдой и вымыслом?
Не обошлось без политики
Первая и последняя сцены первой серии фильма сняты в аэропорту Домодедово, откуда международных рейсов тогда не было. Но, вероятно, получить разрешение на съемки там оказалось намного проще. Чтобы получить допуск в Шереметьево, требовалось получить добро и от пограничной службы, и от КГБ.
Справедливости ради надо сказать: если бы создатели фильма «Экипаж» руководствовались реальными правилами полетов в гражданской авиации, то фильм вообще бы не состоялся. В сейсмическую зону самолет Ту-154 никто бы посылать не стал — для эвакуации вполне можно было использовать вертолеты
«Экипаж» считается первым советским фильмом-катастрофой. Все чиновники как один были против. Как! Чтобы советский самолет катастрофу потерпел? Да такого быть не может! Поэтому самолет терпит бедствие, во-первых, за границей, а во-вторых, — вследствие природных катаклизмов. В основе сюжета — эвакуация работающих за рубежом советских граждан из района стихийного бедствия. Известно лишь, что действие происходит в горной части Африки, неблагополучной с сейсмической точки зрения.
В злосчастном городе Бидри земля трясется и изрыгает дым и пламя. Так к чему было прямо туда гнать такой самолет, как Ту-154? А не проще ли было вертолеты использовать? Да, тогда Ми-8МТВ, способного летать в высокогорье, еще не было — его появлению способствовала война в Афганистане, которая началась позже. Но были Ми-4, равно как и Ми-6, имевшие приемлемые высотные характеристики.
Киношная цензура, конечно, не могла допустить, чтобы по сценарию авиационное происшествие случилось в СССР. В итоге наш Ту-154, вопреки всему, вырывается из кромешного ада африканского аэропорта. Иностранные самолеты горят в кадре как спички. Среди них «ненавязчиво» присутствуют Ту-134 и Ту-114
Политическая конъюнктура из фильма никуда не делась. На аэродроме африканского города самолеты зарубежных авиакомпаний взрываются прямо на стоянке либо на ВПП (при внимательном взгляде можно рассмотреть, что в их числе были один Ту-134 и даже один невесть откуда взявшийся Ту-114). А Ту-154 стоит как ни в чем не бывало, на киле в отблесках адского пламени виден советский флаг.
«Актером», сыгравшим его роль (СССР-85131), стал самолет, принадлежавший Бориспольскому ОАО. В нем было обнаружено разлитие ртути, и потому с эксплуатации он был снят. Есть сведения, что он находится на стоянке в училище в Кривом Роге, где используется в качестве учебного пособия. Но хвост у него никогда не отрывался. Для этой сцены использовался его собрат — борт СССР-85087, принадлежавший Западно-Сибирскому управлению гражданской авиации. Он в Новосибирске загорелся на земле, сильно обгорел и потому был списан. Хвост остался целым, и для сцены отрыва использовали именно его.
Добавим, что создатели фильма на гражданскую авиацию «накаркали беду». В советское время случаев отрыва хвоста с самолетами Ту-154 не было. Но уже в 90-х годах их произошло два: оба самолета принадлежали авиакомпании «Внуковские авиалинии» (бывший Внуковский ОАО).
Текст: Петр Крапошин