Не думала, что буду создавать этот пост в момент всемирной пандемии коронавируса, но, как говориться — "Спокойствие, только спокойствие!". Поговорим о прекрасном, а именно о рязанском художественном музее им. И.П. Пожалостина, отвлечемся.
Давно мечтала туда попасть, а все как-то не досуг, аж стыдно — столько лет ездить в Рязань и не посетить музей!
Изначально музей создавался исключительно энтузиастами. Первые выставки начали проходить уже в 1906 году. Сейчас музей дополнен коллекцией икон, фарфора, мебели, которые собирались или приносились в дар из купеческих семей. На первом этаже здания расположена экспозиция фарфора и стеклянных изделий.
Сюжеты из гоголевских произведений, выполненные из фарфора, посуда, сервизы. Небольшая, но интересная подборка предметов.
Тут я описание не сфотографировала, но пара прекрасная. Да еще и юноша с голубем на руке (у голубя записочка, явно от возлюбленной или для возлюбленной) и милым барашком.
Восторг вызвала фигурка "Емели на печи" (70-ые) из тончайшего стекла, да еще и с балалаечкой в руке.
Этот экспонат — ну просто ребус. Можно в программу "Что? Где? Когда?" отправлять вопрос с фотографией... "Рюмочная передача" — так гласит описание. В зазоры (ложементы) вставлялись рюмки, предназначенные для крепкого алкоголя, с целью их охлаждения перед подачей (внутри посудины лежал лед).
Шкафы и буфеты тоже представляют особую ценность. Привезенные из Европы, они украшали купеческие рязанские дома.
Буфет. Огромный и неповоротливый, зато с какой интересной резьбой.
Детали:
Сначала я подумала, что это какая-то важная фотография в большой раме. Но потом прочитала подпись — это акварель! До того детально, тонко и реалистично изображено, что я пару раз еще возвращалась к картине. Работа российского акварелиста итальянского происхождения Людвига Осиповича Примацци, чьи акварели украшали альбомы аристократов и членов императорских фамилий. Его произведения не раз вывозились на выставки Вены, Лондона, Милана, Парижа.
В коллекции музея есть представители как западноевропейского искусства, так и представители русского, довольно разнообразно.
Добряк-сапожник, нельзя не отметить его живое лицо, закопченное южным солнцем Италии.
Эта дама меня влюбила в себя. Огромный портрет в широкой резной раме, пронзительный взгляд, воздушный шарфик и платье... Произведение художника венгерско-еврейского происхождения Филиппа Ласло, получившего славу за портреты аристократов и членов монарших семей. Цитирую Википедию — « ...при жизни его называли «последним придворным портретистом».
Позволю себе рассказать о минусах музея, их два: явно неправильное освещение, причем не зависимо от помещения (с окнами или без), плюс, если картина в стекле, ее невозможно разглядеть без огромных бликов. И второе — очень старые и мелкие таблички с подписями. Я подходила и присматривалась, а бабушка, которая была со мной, и вовсе некоторые подписи прочесть не смогла (темно/мелко).
Зал с работами И.К. Айвазовского:
И так встанешь и эдак, бликов много, увы. Ну и фотографией не передать весь размах и мощь картин и морей...
Добрая и спокойная "Крестьянка с бабочками" А.Г. Венецианова.
Тут художника я угадала даже без подписи, всплеснула руками и сказала: "Ну точно, Тропинин!" и была права.
К этой картине я стала искать информацию по художнику, наткнулась на группу "Русская портретная галерея", где указано, что это дочь графа Владимира Павловича Титова — светлейшая княгиня Мария Владимировна Чернышева (ур. Титова). А граф, как я узнала из Википедии, являлся послом России в Стамбуле, дипломатом и тайным советником. Он родился в рязанской области, где унаследовал земли. Дочь, к сожалению, умерла в молодости, так написано в одном из источников. Нашла портрет ее, сходство есть... Целая история!
На старых картинах изображения детей не всегда выглядят естественно. Наверное потому, что их одевали и причесывали, как взрослых. Но здесь меня очаровал барашек.
Вот он поближе:
Вот вам и весна...
"Этюд боярышни к картине "Боярыня Морозова", 1886 г., В.И. Суриков. Много и упорно работал художник над известной нам всем картиной, были эскизы боярыни, эскизы по композиции (сохранилось 35 эскизов). Также прорабатывались и окружающие Боярыню Морозову персонажи — старуха, боярышня, мальчик-подросток, странник... Так что в музее Рязани хранится важная составляющая картины.
Переходим к художникам "помоложе"...
А вот и любимый Константин Коровин. Аж несколько картин, которых прежде я не видела.
Это изображение надо видеть в живую, отойдя на метр-полтора, тогда ночные улицы Парижа зажигаются фонарями, и все будто движется и плывет... красота!
Яркий и неповторимый Кустодиев.
Такие сюжеты будят острую тоску по лету.
Снова узнала художника по картине. Ее привозили в Музей русского импрессионизма к выставке Шемякина М.Ф. Кстати, я тогда же и выяснила, списавшись с сотрудниками музея, что этот Шемякин никаким родственником не приходится скульптору Шемякину...и слава Богу! А то мы спорили на работе.
Кому пионов?
В некоторых залах стоят скульптуры, дополняя творческий настрой посетителей.
Чудесная находка случилась у меня. За несколько дней до поездки в Рязань, я что-то искала и читала в интернете и задалась вопросом о художнике Малютине (тот, который придумал образ русской матрешки). "Где хранятся его работы? Почему я ни одной не встречала? Ну хоть один портретик бы увидеть!". И где я знакомлюсь с Малютиным? Правильно — в рязанском музее. Радости не было предела!
А вот какая красивая девушка в красных одеждах, с розовыми щеками — загляденье!
Хорошая коллекция, просторные залы, жалею только, что раньше не посетила это место.
За окном елочка и снег.
Глядя на этих девчонок, бабушка разулыбалась, сказала, что именно так они и одевались в детстве, в таком виде ходили в школу.
Ну и какая же Рязань без своей гордости — русского поэта Сергея Есенина!
Еще один уроженец рязанских земель — Константин Циолковский в бронзе.
Яркая и живая картина советского Ленинграда.
В одном из помещений расположены старинные иконы, мне понравилась эта — "Ангел в пустыне".
Чтобы закрепить полученную информацию, конечно же надо съесть что-нибудь вкусненькое. Далеко ходить не надо — напротив музея работает замечательная кондитерская "Римские каникулы".
Так что не только Кремль в Рязани красивый, не только к Есенину ехать стоит. Любителям искусства настоятельно рекомендую ознакомиться с разнообразной коллекцией этого музея. Просмотр занимает пару часов, поэтому, даже если вы один день в городе, можно успеть поглазеть на искусство.
Всем здоровья!