Найти тему
Кусь

Не только грибы с глазами

Не думала, что буду создавать этот пост в момент всемирной пандемии коронавируса, но, как говориться — "Спокойствие, только спокойствие!". Поговорим о прекрасном, а именно о рязанском художественном музее им. И.П. Пожалостина, отвлечемся.

Давно мечтала туда попасть, а все как-то не досуг, аж стыдно — столько лет ездить в Рязань и не посетить музей!

Конаковский фаянсовый завод, 60-ые
Конаковский фаянсовый завод, 60-ые

Изначально музей создавался исключительно энтузиастами. Первые выставки начали проходить уже в 1906 году. Сейчас музей дополнен коллекцией икон, фарфора, мебели, которые собирались или приносились в дар из купеческих семей. На первом этаже здания расположена экспозиция фарфора и стеклянных изделий.

Государственный фарфоровый завод. Давтян Т.О. "Часовой", 1930 г., Данько Н.Я. "Работница", 1925 г.
Государственный фарфоровый завод. Давтян Т.О. "Часовой", 1930 г., Данько Н.Я. "Работница", 1925 г.

Сюжеты из гоголевских произведений, выполненные из фарфора, посуда, сервизы. Небольшая, но интересная подборка предметов.

Императорский фарфоровый завод, настольная скульптура "Влюбленные". Модель К.А. Сомова, начало XX века
Императорский фарфоровый завод, настольная скульптура "Влюбленные". Модель К.А. Сомова, начало XX века

Тут я описание не сфотографировала, но пара прекрасная. Да еще и юноша с голубем на руке (у голубя записочка, явно от возлюбленной или для возлюбленной) и милым барашком.

-4

Восторг вызвала фигурка "Емели на печи" (70-ые) из тончайшего стекла, да еще и с балалаечкой в руке.

-5

Этот экспонат — ну просто ребус. Можно в программу "Что? Где? Когда?" отправлять вопрос с фотографией... "Рюмочная передача" — так гласит описание. В зазоры (ложементы) вставлялись рюмки, предназначенные для крепкого алкоголя, с целью их охлаждения перед подачей (внутри посудины лежал лед).

Завод Гарднера, конец XVIIIвека-начало XIX
Завод Гарднера, конец XVIIIвека-начало XIX

Шкафы и буфеты тоже представляют особую ценность. Привезенные из Европы, они украшали купеческие рязанские дома.

Шкаф, западная Европа, XIX в. (?), дерево, кость, гравировка, инкрустация
Шкаф, западная Европа, XIX в. (?), дерево, кость, гравировка, инкрустация

Буфет. Огромный и неповоротливый, зато с какой интересной резьбой.

-8

Детали:

-9

Сначала я подумала, что это какая-то важная фотография в большой раме. Но потом прочитала подпись — это акварель! До того детально, тонко и реалистично изображено, что я пару раз еще возвращалась к картине. Работа российского акварелиста итальянского происхождения Людвига Осиповича Примацци, чьи акварели украшали альбомы аристократов и членов императорских фамилий. Его произведения не раз вывозились на выставки Вены, Лондона, Милана, Парижа.

"Кабинет Михаила Дмитриевича Обрезкова", 1848 г., бумага, акварель
"Кабинет Михаила Дмитриевича Обрезкова", 1848 г., бумага, акварель

В коллекции музея есть представители как западноевропейского искусства, так и представители русского, довольно разнообразно.

Джачинто Джиганте (итальянский график и живописец), "Венеция", 1844 г., бумага, акварель, фрагмент
Джачинто Джиганте (итальянский график и живописец), "Венеция", 1844 г., бумага, акварель, фрагмент

Добряк-сапожник, нельзя не отметить его живое лицо, закопченное южным солнцем Италии.

Коронелли А., "Башмачник", вторая половина XIX века.
Коронелли А., "Башмачник", вторая половина XIX века.

Эта дама меня влюбила в себя. Огромный портрет в широкой резной раме, пронзительный взгляд, воздушный шарфик и платье... Произведение художника венгерско-еврейского происхождения Филиппа Ласло, получившего славу за портреты аристократов и членов монарших семей. Цитирую Википедию — « ...при жизни его называли «последним придворным портретистом».

"Портрет баронессы Диргардт", 1899 г.
"Портрет баронессы Диргардт", 1899 г.

Позволю себе рассказать о минусах музея, их два: явно неправильное освещение, причем не зависимо от помещения (с окнами или без), плюс, если картина в стекле, ее невозможно разглядеть без огромных бликов. И второе — очень старые и мелкие таблички с подписями. Я подходила и присматривалась, а бабушка, которая была со мной, и вовсе некоторые подписи прочесть не смогла (темно/мелко).

Зал с работами И.К. Айвазовского:

-14

И так встанешь и эдак, бликов много, увы. Ну и фотографией не передать весь размах и мощь картин и морей...

И.К. Айвазовский, "Трапезунд с моря", 1875 г.
И.К. Айвазовский, "Трапезунд с моря", 1875 г.

Добрая и спокойная "Крестьянка с бабочками" А.Г. Венецианова.

-16

Тут художника я угадала даже без подписи, всплеснула руками и сказала: "Ну точно, Тропинин!" и была права.

В.А. Тропинин, "Живописец", 1825 г.
В.А. Тропинин, "Живописец", 1825 г.

К этой картине я стала искать информацию по художнику, наткнулась на группу "Русская портретная галерея", где указано, что это дочь графа Владимира Павловича Титова — светлейшая княгиня Мария Владимировна Чернышева (ур. Титова). А граф, как я узнала из Википедии, являлся послом России в Стамбуле, дипломатом и тайным советником. Он родился в рязанской области, где унаследовал земли. Дочь, к сожалению, умерла в молодости, так написано в одном из источников. Нашла портрет ее, сходство есть... Целая история!

Капатти, "Портрет девочки", середина XIXв.
Капатти, "Портрет девочки", середина XIXв.

На старых картинах изображения детей не всегда выглядят естественно. Наверное потому, что их одевали и причесывали, как взрослых. Но здесь меня очаровал барашек.

Боровиковский В.Л. "Дети с барашком", 1790 г.
Боровиковский В.Л. "Дети с барашком", 1790 г.

Вот он поближе:

-20

Вот вам и весна...

А.Е. Архипов, "Лед прошел", 1895, фрагмент
А.Е. Архипов, "Лед прошел", 1895, фрагмент

"Этюд боярышни к картине "Боярыня Морозова", 1886 г., В.И. Суриков. Много и упорно работал художник над известной нам всем картиной, были эскизы боярыни, эскизы по композиции (сохранилось 35 эскизов). Также прорабатывались и окружающие Боярыню Морозову персонажи — старуха, боярышня, мальчик-подросток, странник... Так что в музее Рязани хранится важная составляющая картины.

-22
-23

Переходим к художникам "помоложе"...

Никифоров С.Г., "Сидящая обнаженная натурщица", 1903 г., фрагмент
Никифоров С.Г., "Сидящая обнаженная натурщица", 1903 г., фрагмент

А вот и любимый Константин Коровин. Аж несколько картин, которых прежде я не видела.

К.А. Коровин, "Этюд села на севере России", фрагмент
К.А. Коровин, "Этюд села на севере России", фрагмент
К.А. Коровин, "Женский портрет", 1922 г., фрагмент
К.А. Коровин, "Женский портрет", 1922 г., фрагмент

Это изображение надо видеть в живую, отойдя на метр-полтора, тогда ночные улицы Парижа зажигаются фонарями, и все будто движется и плывет... красота!

К.А. Коровин, "Парижский бульвар ночью"
К.А. Коровин, "Парижский бульвар ночью"

Яркий и неповторимый Кустодиев.

Б.М. Кустодиев, "В комнатах зимой", 1915 г., фрагмент
Б.М. Кустодиев, "В комнатах зимой", 1915 г., фрагмент

Такие сюжеты будят острую тоску по лету.

А.Е. Архипов, "После дождя", 1910 г., фрагмент
А.Е. Архипов, "После дождя", 1910 г., фрагмент

Снова узнала художника по картине. Ее привозили в Музей русского импрессионизма к выставке Шемякина М.Ф. Кстати, я тогда же и выяснила, списавшись с сотрудниками музея, что этот Шемякин никаким родственником не приходится скульптору Шемякину...и слава Богу! А то мы спорили на работе.

Шемякин М.Ф., "Мать с ребенком", 1908 г.
Шемякин М.Ф., "Мать с ребенком", 1908 г.

Кому пионов?

Н.С. Гончарова, "Пионы. Натюрморт", 1910 г.
Н.С. Гончарова, "Пионы. Натюрморт", 1910 г.

В некоторых залах стоят скульптуры, дополняя творческий настрой посетителей.

Портрет М.Ю. Лермонтова, выполненный русским скульптором А.С. Голубкиной , гипс
Портрет М.Ю. Лермонтова, выполненный русским скульптором А.С. Голубкиной , гипс

Чудесная находка случилась у меня. За несколько дней до поездки в Рязань, я что-то искала и читала в интернете и задалась вопросом о художнике Малютине (тот, который придумал образ русской матрешки). "Где хранятся его работы? Почему я ни одной не встречала? Ну хоть один портретик бы увидеть!". И где я знакомлюсь с Малютиным? Правильно — в рязанском музее. Радости не было предела!

Малютин С.В., "Мужской портрет"
Малютин С.В., "Мужской портрет"

А вот какая красивая девушка в красных одеждах, с розовыми щеками — загляденье!

А.Е. Архипов, "Крестьянская пригородная девица", 1928 г.
А.Е. Архипов, "Крестьянская пригородная девица", 1928 г.

Хорошая коллекция, просторные залы, жалею только, что раньше не посетила это место.

-35

За окном елочка и снег.

-36

Глядя на этих девчонок, бабушка разулыбалась, сказала, что именно так они и одевались в детстве, в таком виде ходили в школу.

Чебаков Н.Н., "Весна", 1950 г., фрагмент
Чебаков Н.Н., "Весна", 1950 г., фрагмент

Ну и какая же Рязань без своей гордости — русского поэта Сергея Есенина!

И.П. Веселкин, "Сергей Есенин"
И.П. Веселкин, "Сергей Есенин"

Еще один уроженец рязанских земель — Константин Циолковский в бронзе.

Комов О.К., "К.Э. Циолковский", 1973г.
Комов О.К., "К.Э. Циолковский", 1973г.

Яркая и живая картина советского Ленинграда.

М.А. Канеев, "Ленинград.  На бывшей Сенной", 1959 г.
М.А. Канеев, "Ленинград. На бывшей Сенной", 1959 г.

В одном из помещений расположены старинные иконы, мне понравилась эта — "Ангел в пустыне".

Иоанн Предтеча, XVI в.
Иоанн Предтеча, XVI в.

Чтобы закрепить полученную информацию, конечно же надо съесть что-нибудь вкусненькое. Далеко ходить не надо — напротив музея работает замечательная кондитерская "Римские каникулы".

-42

Так что не только Кремль в Рязани красивый, не только к Есенину ехать стоит. Любителям искусства настоятельно рекомендую ознакомиться с разнообразной коллекцией этого музея. Просмотр занимает пару часов, поэтому, даже если вы один день в городе, можно успеть поглазеть на искусство.

Всем здоровья!