После Великой Отечественной Войны Беларусь представляла собой печальное зрелище. Разрушенные города, разорённые деревни, пепелища на месте заводов. По последним подсчётам, за время войны Беларусь потеряла около 3 млн. человек (каждый тритий!), а материальный ущерб оценивался в 70 млрд. советских рублей (более 30-ти годовых бюджетов республики).
Сразу после освобождения республики начался кропотливый труд над возрождением городов и деревень, постройкой новых заводов и фабрик. Белорусы сплотились, чтобы вдохнуть в свою страну новую жизнь! Необходимо заметить, что в восстановлении послевоенной Беларуси принимали участие все советские республики. Помогали кто чем мог.
В октябре 1944 года, через месяц после освобождения Минска, с конвейера сходят первые грузовые МАЗы — продукция Минского автомобильного завода. В 1947 году свою первую продукцию выпустили минские радиозавод и станкостроительный завод в Минске. В 1948 году был основан знаменитый Белорусский автомобильный завод (БелАЗ), а в 1949 году выпускается первый трактор "Беларусь". А теперь, пожалуйста, вдумайтесь — уже к 1950 году промышленность БССР превысила довоенный уровень на 15 процентов!
В республике на протяжении 1960-70-х годов практически ежегодно открывались новые предприятия и электростанции. Многие технологии, применяемые на заводах БССР, были передовыми. Например, именно в Минске было освоено производство первой массовой советской ЭВМ (электронно-вычислительной машини) "Минск-1" — по сути, суперкомпьютера тех лет.
Если вы думаете, что создавались уникальные образцы техники только приезжими специалистами, то ошибаетесь. В этот период в стране функционировало огромное количество ВУЗов, в том числе главная кузница технических кадров — Политехнический институт имени Сталина. Так, например, разработка уже упомянутого компьютера "Минск-1" велась под руководством белоруса Г. П. Лопато.
Крупнейшим предприятием по производству интегральных схем, полупроводниковых приборов и другого электронного оборудования стало научно-производственное объединение «Интеграл». В БССР действовали производственные и научно-производственные объединения, входившие в состав военно-промышленного комплекса СССР: «БелОМО», «Планар», «Агат», Минское производственное объединение вычислительной техники и др.
Таким образом к 1970-м годам республика, занимавшая 1% общей площади СССР и 4% его населения, стала в некоторых видах промышленности бесспорным лидером. Это касается не только военного сектора и электроники. Многие советские люди вспомнят холодильники и телевизоры "Минск" (кстати, именно в Минске впервые в Советском Союзе освоили выпуск двухкамерных холодильников). С теплотой взрослые мужчины вспомнят мотоциклы "Минск" — частых гостей советских сельских дискотек.
Особо показательным является тот факт, то именно в Беларуси разместилось производство тяжёлых карьерных самосвалов "БелАЗ". Вдумайтесь, пожалуйста, где находится Беларусь, а где карьеры Кузбасса и сибирские рудники. Можно подумать, что выгоднее было бы разметить производство такой "нетранспортабельной" техники ближе к местам её будущей работы, верно? Но нет, производство разместили там, где были люди, способные эту технику спроектировать и собрать. Несомненно, всё это стало возможно лишь при совместном труде в рамках СССР, а также на сырьевой базе, которой в бедной на ресурсы Беларуси просто не было. Но даже этот факт не умаляет заслуги белорусов как первоклассных конструкторов, инженеров и простых рабочих.
Друзья, если вам понравилась статья, обязательно ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал, чтобы каждый день получать ответы на неожиданные вопросы!