«Творческая мастерская Баясхаланова» изготавливает ножи и композиции, в которых очевидно родство с Востоком. Территориально и этнически Бурятия близка к Монголии. Это обуславливает проникновение в культуру многих мотивов, характерных для азиатских стран.
Орнамент — одна из форм, в которой проявляется указанное влияние. Среди декоративных элементов, украшающих изделия Жигжита Баясхаланова, можно выделить следующие категории:
Абстрактно-геометрический орнамент
Самый ранний тип узора, известный по находкам глиняных черепков на стоянках первобытных людей, в ножах мастерской проявляется в своём позднем обличии. Если на начальных стадиях геометрический орнамент существовал в виде точек и линий, вдавленных в поверхность, а также фигур треугольников, квадратов, кругов, образующих единый рисунок, то с развитием художественных навыков он всё чаще переплетался с растительными элементами.
Хорошим примером является нож «Степняк». Навершие рукояти украшает листва, проходящая сквозь прямоугольный узор. Обыгрывание прямых линий с помощью витиеватых завитков — характерный приём, разнообразящий данный тип декора.
Растительный орнамент
Узор отражает культ плодородия. Изобилие земли, рождающей богатый урожай, расцветает в пышных рисунках. Завитки листьев, распустившиеся цветы и налитые соком плоды воплощают природу, одаривающую человека всем необходимым.
Растительный орнамент украшает набор с палочками «Монгольский №2». Сплетающиеся листья образуют медальон, дополненный инкрустацией. Бирюза, включённая в узор, почиталась в Бурятии как драгоценный камень. Использование её в декоре костюма или предметов быта указывало на достаток владельца.
Анималистика
Восходит к древнейшим временам, когда главным промыслом человека являлась охота. Успех добычи дичи связывался не с навыками или качеством орудий, но с покровительством духов животных. Анималистические изображения на снаряжении призывали владыку животного мира оказать охотникам помощь.
Анималистические образы украшают ножи из коллекции «Скифы». В основании рукояти нанесено изображение оленя, чей силуэт восходит к первобытной культуре и наскальной живописи.
Буддийская символика
Данный орнамент затрагивает область сакрального знания. Каждое изображение в буддийской традиции обладает обширным семантическим полем. Толкование символов лишено однозначности, порой разрастаясь до двух противоположных значений.
На авторских ножах Жигжита Баясхаланова буддийские изображения встречаются часто. Поверхность ножен и рукояти ножа «Бурятский» покрыта благопожелательными образами, среди которых снежный лев, раковина с завитком, повёрнутым вправо, рыбы, колесо дхармы и бесконечный узел.
Мифологические образы
Изображения фантастических созданий часто перекликаются с религиозными мотивами. Один из самых характерных примеров — дракон. Это одновременно и самостоятельный образ, восходящий к натурфилософским концепциям, и часть традиционной картины буддийского мира.
Дракон, прочеканенный на подвесе ножа «Огонь и вода», — это властитель грома и молний. Долгое время предметы с изображением дракона разрешалось иметь только правителю страны и его приближённым. Он символизировал силу, которой повинуется всё земное.