Найти тему
Bayaskhalanov Art Gallery

Орнамент бурятских ножей

Фрагмент ножа «Бурятский». Бронза с гальваническим серебрением, позолота, многослойная сталь, гренадил, коралл.
Фрагмент ножа «Бурятский». Бронза с гальваническим серебрением, позолота, многослойная сталь, гренадил, коралл.

«Творческая мастерская Баясхаланова» изготавливает ножи и композиции, в которых очевидно родство с Востоком. Территориально и этнически Бурятия близка к Монголии. Это обуславливает проникновение в культуру многих мотивов, характерных для азиатских стран.

Орнамент — одна из форм, в которой проявляется указанное влияние. Среди декоративных элементов, украшающих изделия Жигжита Баясхаланова, можно выделить следующие категории:

Абстрактно-геометрический орнамент

Навершие ножа «Степняк». Бронза с гальваническим серебрением, многослойная сталь, гренадил, нефрит, ножны — натуральная кожа.
Навершие ножа «Степняк». Бронза с гальваническим серебрением, многослойная сталь, гренадил, нефрит, ножны — натуральная кожа.

Самый ранний тип узора, известный по находкам глиняных черепков на стоянках первобытных людей, в ножах мастерской проявляется в своём позднем обличии. Если на начальных стадиях геометрический орнамент существовал в виде точек и линий, вдавленных в поверхность, а также фигур треугольников, квадратов, кругов, образующих единый рисунок, то с развитием художественных навыков он всё чаще переплетался с растительными элементами.

Хорошим примером является нож «Степняк». Навершие рукояти украшает листва, проходящая сквозь прямоугольный узор. Обыгрывание прямых линий с помощью витиеватых завитков — характерный приём, разнообразящий данный тип декора.  

Растительный орнамент

Набор с палочками «Монгольский №2». Серебро, многослойная сталь, эбеновое дерево, моржовый клык, бирюза, гранат, натуральная кожа.
Набор с палочками «Монгольский №2». Серебро, многослойная сталь, эбеновое дерево, моржовый клык, бирюза, гранат, натуральная кожа.

Узор отражает культ плодородия. Изобилие земли, рождающей богатый урожай, расцветает в пышных рисунках. Завитки листьев, распустившиеся цветы и налитые соком плоды воплощают природу, одаривающую человека всем необходимым.

Растительный орнамент украшает набор с палочками «Монгольский №2». Сплетающиеся листья образуют медальон, дополненный инкрустацией. Бирюза, включённая в узор, почиталась в Бурятии как драгоценный камень. Использование её в декоре костюма или предметов быта указывало на достаток владельца.  

Анималистика

Фрагмент ножа «Баран» из коллекции «Скифы». Серебро, многослойная сталь, моржовый клык.
Фрагмент ножа «Баран» из коллекции «Скифы». Серебро, многослойная сталь, моржовый клык.

Восходит к древнейшим временам, когда главным промыслом человека являлась охота. Успех добычи дичи связывался не с навыками или качеством орудий, но с покровительством духов животных. Анималистические изображения на снаряжении призывали владыку животного мира оказать охотникам помощь.

Анималистические образы украшают ножи из коллекции «Скифы». В основании рукояти нанесено изображение оленя, чей силуэт восходит к первобытной культуре и наскальной живописи.

Буддийская символика

Ножа «Бурятский». Бронза с гальваническим серебрением, позолота, дамасская сталь, гренадил, гранат, коралл, нефрит, натуральная кожа.
Ножа «Бурятский». Бронза с гальваническим серебрением, позолота, дамасская сталь, гренадил, гранат, коралл, нефрит, натуральная кожа.

Данный орнамент затрагивает область сакрального знания. Каждое изображение в буддийской традиции обладает обширным семантическим полем. Толкование символов лишено однозначности, порой разрастаясь до двух противоположных значений.

На авторских ножах Жигжита Баясхаланова буддийские изображения встречаются часто. Поверхность ножен и рукояти ножа «Бурятский» покрыта благопожелательными образами, среди которых снежный лев, раковина с завитком, повёрнутым вправо, рыбы, колесо дхармы и бесконечный узел.

Мифологические образы

Авторский нож «Огонь и вода». Серебро, золото, дамасская сталь, моржовый клык, кожа ската, хризопразы, гранаты.
Авторский нож «Огонь и вода». Серебро, золото, дамасская сталь, моржовый клык, кожа ската, хризопразы, гранаты.

Изображения фантастических созданий часто перекликаются с религиозными мотивами. Один из самых характерных примеров — дракон. Это одновременно и самостоятельный образ, восходящий к натурфилософским концепциям, и часть традиционной картины буддийского мира.

Дракон, прочеканенный на подвесе ножа «Огонь и вода», — это властитель грома и молний. Долгое время предметы с изображением дракона разрешалось иметь только правителю страны и его приближённым. Он символизировал силу, которой повинуется всё земное.