Найти тему
Дюк Юсупов

Софт для Linux: Аудио

Оглавление

После графики перейдём к аудио. С ним в Linux вроде бы всё замечательно, т.е. есть всё что необходимо обычному пользователю, но опять же есть нюансы. Поэтому сейчас мы пробежимся по тем программам, которые существуют и решают вопросы с воспроизведением музыкальных файлов, управлением аудиотекой, конвертацией форматов, а также записью и созданием музыки в Linux.

Менеджер программ в Linux Mint
Менеджер программ в Linux Mint

Воспроизведение

Вот тут явно проявляются противоречия Linux. Тех же программ для управления аудиотекой и воспроизведения музыки достаточно, но мы сразу сталкиваемся с проблемой кодировок в тегах аудиофайлов. Понятное дело, что если мы слушаем исключительно англоязычную музыку, то проблем как бы нет (и эти проблемы, видимо, совершенно незаметны разработчикам соответствующих программ), но как только нам нужен наш родной и могучий русский язык (хотя есть и зарубежные песни в родном для них и не совсем английском алфавите), то сразу видим "крякозябры". Это касается практически всех известных программ для управления музыкальной коллекцией: Banshee, Clementine, Rhythmbox (используется по умолчанию в Linux Mint) и т.д.:

Проблема в том, что музыку мы зачастую скачиваем с уже проставленными тегами и хотя это приятно (тут можно вспомнить анекдот про самый популярный альбом Unknown Album музыканта Unknown Artist), однако, к сожалению, мало кто уделяет достаточно внимания, чтобы сделать всё максимально толерантно по отношению к разным устройствам воспроизведения. А, например, широко распространённый формат MP3 с давних пор хранит мета-информацию о файле в теге формата ID3, и первая версия этого формата не поддерживала символы юникода, поэтому информация, как правило, записывалась в одной из доступных кодировок. Поскольку в Windows используется кодировка CP1251, а системы под управлением этой ОС очень широко распространены, то и музыка в формате MP3 в подавляющем большинстве была с этой кодировкой мета-информации о композиции.

Чтобы преодолеть подобную проблему была создана новая версия ID3 под номером два, но для обеспечения обратной совместимости, оставили возможность записывать в MP3-файлы информацию и в тегах ID3v1 и в ID3v2. Поэтому, несмотря на то, что вроде как есть возможность прописывать в тегах названия в кодировке UTF-8 (символы юникода), но "зоопарк" остался: часть файлов до сих пор имеет теги только ID3v1, часть только ID3v2, а часть - и то и другое. Ну и проигрыватели не улучшают ту ситуацию: например, зачастую при наличии тегов ID3v1 игнорируются теги ID3v2. В Windows эта проблема не заметна - поскольку в основном используется именно кодовая страница CP1251, но вот в Linux с его стандартом KOI8-R это реально мешает. Помочь тут сможет прописывание корректных тегов ID3v2 (если они не заполнены) и удаление тегов ID3v1, но вручную это делать, понятно, никто не будет и хорошо, что в том же Linux есть программа, которая это может делать в полуавтоматическом режиме - EasyTAG:

Она, во-первых, может нормально определять кириллицу в кодировке CP1251 (есть такая опция и она включена по умолчанию), а, во-вторых, может самостоятельно определять когда надо вмешаться в теги (названия композиций выделяются жирным шрифтом) и перезаписать с теми требованиями, которые указаны в настройках. Минусы у программы тоже есть - она довольно-таки неторопливая и временами зависает, если её направить на большое количество файлов. Ну и минус самого подхода в том, что рано или поздно вам, как и мне, надоест конвертировать новые поступления в коллекцию.

Поэтому я, в итоге, предпочёл программу Audacious для воспроизведения музыки. Она позволяет в настройках, в отличие от других программ, указывать кодовую страницу для тегов:

Эта программа не обеспечивает управление медиатекой, как другие упомянутые, и больше по стилю использования напоминает старый добрый WinAMP или более современный AIMP под Windows, т.е. позволяет только создавать списки воспроизведения и проигрывать их. Зато она поддерживает практические все современные форматы lossless, в том числе и использование файлов формата CUE для определения треков в едином файле-образе аудиодиска.

Остался ещё вопрос - а что с поддержкой сетевых музыкальных сервисов? В принципе приложения для этого есть, тот же Clementine позволяет подключить часть онлайн-сервисов:

-5

Или можно установить приложение чисто для Spotify:

-6

Но в остальном, видимо, придётся использовать для этих целей браузер, например, для той же Яндекс.Музыки.

Перекодирование

Для конвертации из одного формата аудиофайлов в другой в Linux существует множество утилит, многие из которых консольные. Но есть и с графическим интерфейсом, например, SoundConverter, который я обычно и использую:

Программа очень простая, но мне лично в ней не хватает разве что поддержки CUE-файлов. Так как разбить FLAC, снятый для в целом для всего CD-диска, тут нельзя. Но в Windows тоже требуются отдельные приложения для этого и в Linux тоже. Мне нравится Flacon:

-8

Но в Linux Mint не стоит устанавливать его из менеджера программ, поскольку в нём он почему-то тянет за собой весь KDE. Лучше вручную добавить его репозиторий и установить из него (в одной предыдущей статье я показывал, как это сделать без использования командной строки):

sudo add-apt-repository ppa:flacon
sudo apt-get update
sudo apt-get install flacon

Чтение и запись аудиодисков

Сейчас проигрывание аудиодисков уже уходит в прошлое - мир перешёл от физических носителей к электронным. Но и до сих пор есть владельцы CD-дисков и любители их оцифровывать для себя или выкладывания в интернете. Понятно, что "граббить" (или "рипать") диски в файлы MP3 это занятие скорее бессмысленное: проще найти в интернете уже готовый файл или альбом (причём, если у вас есть официально купленный физический носитель, то это не является чем-то незаконным). И это скорее нужно либо в случае какой-то редкой записи, которой вообще нет в сети, либо в сети нет нужного качества (например, есть только в виде сжатых MP3, а несжатых вариантов, типа FLAC, нет). Тогда на помощь приходят программы заточенные под это дело - распознавание диска по сетевой базе, аккуратному чтению данных и кодированию в нужный цифровой формат. Например, Asunder:

Она как раз не содержит ничего лишнего, но может определить диск через сетевую базу, самостоятельно заполнив теги и прочитать аудиоданные с диска, закодировав их в одном из популярных форматов (MP3, OGG, FLAC) или снять напрямую в WAV. В качестве еще более простого аналога - Sound-juicer (GNOME CD Ripper).

Для записи или копирования дисков подойдёт программа Brasero:

Однако, с крякозябрами проблема присутствует и в нём, поэтому если вдруг понадобится записать на диск музыку в формате MP3 (затея сомнительная, но вдруг), то надо иметь в виду.

Микшер

Для управления громкостью воспроизведения достаточно и ползунка громкости в трее, но вот для управление остальными параметрами, в том числе и устройствами ввода звука (линейный вход и микрофон) требуется специальная программа - микшер. В Linux в данное время используется архитектура звуковой подсистемы ALSA (Advanced Linux Sound Architecture), аналог ASIO в Windows, и в качестве микшера можно использовать консольную программу alsamixer:

-11

Но если вам это не очень удобно, то есть и графическая оболочка - GNOME ALSA Mixer:

-12

Творчество

Заниматься творчеством и записывать музыку в Linux после перехода с OSS (Open Sound System) на ALSA можно практически также как и в Windows: никаких принципиальных ограничений нет, задержка теперь такая же низкая и стабильная. Вопрос только в имеющемся ПО, поэтому рассмотрим то, что есть.

Для записи звука с аудиоустройств есть программа Audacity:

Также с помощью этой программы можно (и нужно) редактировать звуковые дорожки, применять к ним разные эффекты и сводить их в итоговый файл. В общем, это аналог Sound Forge в Windows. И есть ровно одна проблема - поддержка эффектов (плагинов) VST. Напрямую (нативно) подключить к Audacity VST-плагины в Linux нельзя, они должны быть собраны именно для данной архитектуры ОС. Но вот тут можно подсмотреть себе что-нибудь дельное, скачать его, распаковать, скопировать в папку для размещения эффектов (/usr/share/audacity/plug-ins) и включить:

-14

В общем, это отличный аудиоредактор. Для домашнего использования его возможностей выше крыши, вполне можно записать и свести песню, если для этого используются только "живые" инструменты и вокал. Для создания синтезированной музыки (с помощью семплов) под Linux можно воспользоваться секвенсер и цифровую звуковую рабочую станцию LMMS (Linux MultiMedia Studio):

-15

Также в этой студии можно использовать MIDI-клавиатуру для наигрывания мелодий, есть поддержка эффектов VST. При этом поддерживается импорт файлов MIDI и FLP (Fruityloops Project), что приятно, поскольку LMMS в Linux как раз и является заменой FL Studio и Cubase для Windows. Я в написании подобной музыки не специалист, поэтому ничего больше добавить по данной программе не смогу, возможно в комментариях музыканты дополнят.

Кроме LMMS есть и другие программы для записи и редактирования музыки, например, Ardour:

Но я его не использовал, поэтому вообще сказать про него ничего не могу, разве что выглядит очень неплохо и даже профессионально.

А для гитаристов есть отличное приложение TuxGuitar, которое позволяет записывать партитуры и редактировать табулатуры. Также есть возможность работать с MIDI: поддерживается импорт и экспорт. Приятно, что также поддерживается работа с форматами Guitar Pro (.gp3, .gp4, .gp5) и Power Tab (.ptb). Причём даже сохранение по умолчанию идёт в файлы с расширением .gp4, а не в свой собственный формат (.tg).

-17

В итоге, на мой взгляд, для творчества в домашних условиях имеющегося программного обеспечения в Linux вполне достаточно. В следующей части перейдём к видео.

P.S. Эта статья из цикла "Linux обычного пользователя" и, если она вас заинтересовала, то вы можете прочитать и другие статьи по этой теме. Если понравилось - ставьте палец вверх, ну а не понравилось - ставьте палец вниз и пишите в комментарии, что именно. Если возникнут вопросы - тоже пишите в комментарии, обязательно постараюсь ответить. Ну и подписывайтесь, если эта тема вам интересна.