Найти тему
Goszakaz.kz

Считается ли коронавирус форс-мажором в госзакупках

В хозяйственной деятельности поставщиков возникают обстоятельства, которые делают невозможным исполнение условий договора. Не являются исключением и договоры о государственных закупках.

Рассмотрим понятие и виды форс-мажорных обстоятельств, возникающих при исполнении договора о государственных закупках.

В нашем случае форс-мажором являются обстоятельства непреодолимой силы, делающие невозможным исполнение договора о государственных закупках.

В законодательстве и договорах форс-мажор, как правило, означает событие, неподвластное контролю сторон и имеющее непредвиденный характер. Такие события могут включать, но не исключительно: военные действия, природные или стихийные бедствия и т. д.

Обстоятельства непреодолимой силы условно можно разделить по причинам возникновения:

  • природные: наводнения, пожары, оползни
  • техногенные: аварии, катастрофы;
  • возникающие в результате актов государственных органов и должностных лиц: война, эмбарго, реквизиция и т. п.

Применительно к договору о государственных закупках возникновение форс-мажорных обстоятельств влечет освобождение стороны, у которой возникли такие обстоятельства, от несения ответственности за полное или частичное неисполнение своих обязательств по договору.

Внимание:

Поставщик в свою очередь при возникновении форс-мажора не лишается своего обеспечения исполнения договора и не несет ответственность за выплату неустоек или расторжение договора в силу неисполнения его условий.

Для того чтобы стороны не применяли друг к другу штрафные санкции, они должны в кратчайшие сроки известить о наличии обстоятельств непреодолимой силы.

Так, согласно условиям договора о государственных закупках при возникновении форс-мажорных обстоятельств поставщик должен незамедлительно направить заказчику письменное уведомление о таких обстоятельствах и их причинах. Если от заказчика не поступает иных письменных инструкций, поставщик продолжает выполнять свои обязательства по договору, насколько это целесообразно, и ведет поиск альтернативных способов выполнения договора, не зависящих от форс-мажорных обстоятельств.

Вышеуказанные положения договора о государственных закупках прямо вытекают из норм гражданского законодательства.

Цитируем закон! Должник отвечает за неисполнение и (или) ненадлежащее исполнение обязательства при наличии вины, если иное не предусмотрено законодательством или договором. Должник признается невиновным, если докажет, что он принял все зависящие от него меры для надлежащего исполнения обязательства.

Лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет имущественную ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельствах (стихийные явления, военные действия и т. п.). К таким обстоятельствам не относится, в частности, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, работ или услуг.

Законодательством или договором могут быть предусмотрены иные основания ответственности или освобождения от нее (пункты 1 и 2 статьи 359 Гражданского кодекса РК).

В соответствии со статьей 361 Гражданского кодекса РК, если в двустороннем договоре исполнение для одной стороны стало невозможным вследствие обстоятельства, за которое ни одна сторона не отвечает, то ни одна из сторон, поскольку в законодательном акте или договоре не предусмотрено иное, не вправе требовать исполнения договора. Каждая из сторон вправе требовать в этом случае возврата всего, что она исполнила, не получив соответствующего встречного исполнения.

Кроме того, в типовом договоре о государственных закупках и статьей 374 Гражданского кодекса РК установлено, что обязательство прекращается невозможностью исполнения, если она вызвана обстоятельством, за которое должник не отвечает.

В случае невозможности исполнения стороной обязательства, вызванной обстоятельством, за которое ни она, ни другая сторона не отвечают, она не вправе требовать от другой стороны исполнения по обязательству, если иное не предусмотрено законодательством или договором. При этом каждая сторона, исполнившая обязательство, вправе требовать возвращения исполненного.

На практике субъект предпринимательской деятельности не обладает информацией, каким образом подтвердить наступившее форс-мажорное обстоятельство.

Внимание:

В остальных случаях госорганами, свидетельствующими наступление форс-мажорных обстоятельств, являются органы гражданской защиты и обороны населения, правоохранительные органы и другие.

К сведению! При возникновении форс-мажора в результате техногенных или природных катаклизмов в соответствии со статьей 48 Закона РК «О гражданской защите» объявление чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера осуществляется:

– Премьер-министром РК при чрезвычайной ситуации глобального или регионального масштаба;

– акимами административно-территориальных единиц при чрезвычайных ситуациях местного масштаба.

Внимание: таким образом, при наступлении форс-мажорных обстоятельств поставщик в первую очередь должен известить об этом заказчика, а затем обратиться в один из вышеуказанных органов для получения соответствующего подтверждающего документа, который он представит заказчику.
Кроме того, поставщик должен предпринимать все необходимые меры для того, чтобы исполнить свои обязательства альтернативными способами.
Более того, возникновение форс-мажорных обстоятельств не влечет за собой полную утрату каких-либо прав граждан и юридических лиц. Следовательно, даже наличие форс-мажора не всегда может означать невозможность исполнения договора.

Цитируем закон! 1. Меры, применяемые в условиях чрезвычайного положения, и ограничения прав и свобод физических лиц, а также прав юридических лиц, возложение на них дополнительных обязанностей должны осуществляться в пределах, которые вызваны обстоятельствами, послужившими основанием введения чрезвычайного положения.

2. Меры и ограничения, применяемые в условиях чрезвычайного положения, не должны противоречить международным договорам в области прав человека, ратифицированным Республикой Казахстан (статья 17 Закона РК «О чрезвычайном положении»).

Совет: на основании вышеизложенного можно прийти к выводу, что наличие ограничительных государственных мер должно носить обоснованный и законный характер и не применяться в тех случаях, когда в этом нет потребности.