Найти тему
МТС Банк

«Я знаю пароль... но вам не скажу!»

Телефонные мошенники могут переключиться на ИП.

Почему ИП?

Об этой угрозе предупреждают службы безопасности сразу нескольких банков. И вот какие причины они называют:

Финансовая. Средняя сумма, которую «уводят» со счета физического лица, составляет 10 тысяч рублей, у индивидуальных предпринимателей забирают больше примерно в 15 раз.

Техническая. Мы все пользуемся мобильным банком и в нем же подключаем бизнес-опции, когда начинаем работать в качестве ИП. Если мошенники получают доступ к личному кабинету физического лица, то дальше им не так сложно вскрыть и все остальное.

Психологическая. До этого владельцев бизнеса чаще обманывали с помощью разнообразных информационных технологий (это называется «фрод»), например, присылали на электронную почту письмо с вирусом, который незаметно проникал в компьютер и копировал ценные данные (пароли и прочее) или дремал до той поры, пока предприниматель не вставлял флешку с ключом к электронной цифровой подписи. Но сейчас и антифрод-системы стали более совершенны, и антивирусная защита мощнее, да и почтовые сервисы все более точно сортируют письма, отправляя в спам подозрительные. Осталось только одно слабое звено – человек. Бедный индивидуальный предприниматель, который должен решать тысячу задач одновременно, и все сам, сам... В таких обстоятельствах немудрено снизить бдительность.

Социально-экономическая. Индивидуальных предпринимателей становится больше. Так, практически у каждого из нас есть знакомый, который или пробовал запустить свой бизнес, или собирается это сделать. При этом удержаться на плаву новичкам не так просто. Кофейни и мини-пекарни растут, как грибы, а через год по этим же адресам уже работают новые заведения, потому что у непрофессионалов издержки бизнеса могут превышать 50%. Таким образом, сам рынок постоянно поставляет мошенникам идеальных жертв: перегруженных делами и не всегда опытных в финансовых вопросах ИП.

Как это работает?

Классическая схема: вам звонит «сотрудник банка» и сообщает о подозрительной операции. Перед этим вам может прийти сообщение о крупной покупке по карте, о переводе или снятии средств со счета. Не удивляйтесь, если и звонок, и сообщение поступят с короткого «банковского» номера – это не так легко, но все-таки возможно организовать.

Усложненный вариант: тот же самый «сотрудник банка» по телефону сообщает, что компания получила ваше заявление о намерении закрыть счет, спрашивает, почему вы решили это сделать, нельзя ли вас отговорить... Вы, разумеется, объясняете, что никакого заявления не отправляли, и тут начинается: ах, это мошенники, ох, давайте переведем средства на безопасный счет...

В результате от вас требуется одно: сообщить «пароли-явки-адреса», то есть кодовое слово, одноразовый код из смс-ки или CVV/CVC код с обратной стороны карты, чтобы отменить операцию, перевести деньги на другой счет («специальный, особо защищенный, как раз для таких случаев») или еще каким-то образом их спасти. Сделать это, конечно, необходимо «срочно, немедленно, прямо сейчас».

Такие внезапные звонки и хитрые уговоры относятся к техникам социальной инженерии. Мошенникам нужно:

1. Поймать вас в момент сниженного контроля: когда вы куда-то торопитесь, заняты другим делом, от которого не можете полностью оторваться, только что проснулись, очень устали после рабочей недели, перелета и др. Вычислить подходящее время и обстоятельства не составляет труда: мы все оставляем очень и очень заметный след в сети, тем более если вы еще и лично продвигаете свой бизнес в соцсетях.

2. Вызвать доверие, назвав какую-то персональную информацию. Мы понимаем, что ФИО, данные паспорта или номер карты можно узнать на раз-два-три, но все равно, если кто-то обращается по имени и отчеству или называет точный остаток по счету, наша подозрительность немного снижается.

3. Предстать в образе помощника, спасителя. Аферисты называют себя сотрудниками службы безопасности банка или указывают еще какую-то официальную должность, говорят деловито и строго, подчеркивая серьезность дела, порой слегка устало реагируют на вопросы, мол, мы тут вам стараемся деньги сохранить, а вы...Часто можно услышать в трубке шум большого офиса или колл-центра. Не теряйтесь, такую запись легко раздобыть и включить в нужный момент.

4. Создать ситуацию, в которой вам нужно срочно принять решение. Вас будут торопить, предупреждая, что еще чуть-чуть и вы не сможете вернуть деньги или потеряете все остальное, если вдруг у вас сняли только часть средств. Также могут угрожать блокировкой счета, что, разумеется, болезненно для бизнеса.

По статистике, на 100 подобных звонков срабатывает один. Но даже одной ИП-жертвы будет достаточно, чтобы усилия мошенников окупились...

Как защититься?

Во-первых, запомните, что банк СНАЧАЛА приостанавливает операцию и только потом сообщает вам, что ему что-то показалось подозрительным. Так что и спешки никакой быть не может.

Во-вторых, никогда не предоставляйте никаких данных по телефону. Банку они не нужны – настоящие сотрудники и так знают реквизиты вашей карты, вся информация о вашем счете у них тоже есть.

В-третьих, следуйте правилу: «положили трубку и перезвонили».

Услышали что-то подозрительное? Прервали звонок, обратились в банк по номеру горячей линии. Вас просят принять финансовое решение по телефону? Взяли паузу, сами позвонили в банк.

Важно: появление новых способов обмана не означает, что старых схем уже можно не опасаться! Вам могут прислать письмо – на вид, как из налоговой, мол, вы не воспользовались положенными вычетами – или же сообщение от контрагента, которого взломали до вас... Поэтому проверяйте все сообщения, не ленитесь перезванивать, просить подтверждения и уточнять.