Найти в Дзене
Петр Дьяконов

«В ЧЕМ СИЛА, БРАТ?»

Американец из фильма Брат 2. (из открытых источников)
Американец из фильма Брат 2. (из открытых источников)

«Самая плохая политика — это политика колебаний». Отто фон Бисмарк, первый канцлер Германской империи.

После начала «нефтяной войны», которая потрясла мировые рынки, Россия хвасталась, что она может справиться с ценой на нефть на уровне 25 долларов за баррель в течение следующего десятилетия. Так ли это на самом деле? Экономисты в этом не уверены.

Например, Скотт Джонсон из Bloomberg Economics заявил: - «Правительство право в том, что его бюджетные резервы достаточно велики, чтобы поддерживать расходы в течение многих лет, но наша оценка ближе к шести, чем к 10 годам. Доходы из других сфер экономики, помимо продажи энергоносителей, также могут снизиться в условиях экономического спада, что создает дополнительную нагрузку на бюджет». Но это говорит вражий эксперт. А что же отечественные…

«Теоретически Россия сможет продержаться за счет Фонда национального благосостояния в течение шести лет», — говорит Александра Суслина, специалист по бюджету Экономической экспертной группы (Economic Expert Group) московского аналитического центра, который часто консультирует правительство. Видимо А.Суслина консультировала правительство Д.Медведева.

«Если через год нефть стабилизируется на отметке 30 долларов, придется либо сократить расходы, либо поднять налоги. Другого выбора нет», — сказала экономист Альфа-Банка в Москве Наталия Орлова. Как видим отечественные эксперты-сионисты большие пессимисты.

А вот отечественные нефтедобытчики другого мнения. «Газпром нефть» обладает достаточным запасом прочности, чтобы пережить текущую ситуацию, даже цена нефти в $10 не критична», — заявил гендиректор «Газпром нефти» Александр Дюков. «Татнефть» не считает для себя критичной даже цену нефти в $8 за баррель», — сказал глава компании Наиль Маганов. Президент ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов считает, что нефтяные компании России мобилизованы работать при низких ценах на нефть.

Цены российской экспортной нефти Urals снизилась на 16 долларов. По состоянию на 12 марта 2020 года она торгуется на уровне 32,25 доллара за баррель. Эталонная нефть Brent потеряла около 12 долларов, обвалившись с более чем 45 долларов за баррель до менее чем 34 долларов. Кроме того, Саудовская Аравия объявила о планах утроить поставки нефти в Европу и продавать сырье по 25 долларов за баррель. Европа является традиционным рынком сбыта нефти для России. Это предложение Саудовской Аравии превращает европейский рынок в арену самого ожесточенного противостояния между Эр-Риядом и Москвой.

Крупнейшие нефтедобывающие компании России «Роснефть», «Газпром нефть» и «Лукойл» в 2019 году тратили на добычу барреля нефти менее $4, на его транспортировку $5 и $6-8 на капитальные расходы. Таким образом себестоимость российской нефти оказывается менее $20 за баррель.

Налоговая система России также на стороне российских производителей. В 2019 году нефтяные компании платили в казну $34-42 за баррель в виде налога на добычу и экспортной пошлины. По мере падения цен на нефть налоги снижаются вместе с ними. При цене нефти $50 российские производители платят в виде налогов более 40% своих доходов. При падении цен до $25, доля налогов сократится до 20%, при цене в $15-20 за баррель налоговая нагрузка почти исчезнет.

Нефтегазовая отрасль дает почти 40% доходов бюджета. Бюджет на несколько следующих лет верстается исходя из цен на нефть, чуть превышающим $40. Ослабление рубля также окажет поддержку бюджету, частично компенсируя снижение цен на нефть. По оценкам Минфина, падение курса рубля на 1 рубль приносит около 70 миллиардов рублей (970 миллионов долларов) дополнительных доходов от налогов на экспорт энергоресурсов. Так что не так страшен черт, как его малюют.

А что же наши «заклятые партнеры»? Сланцевый сектор США в панике от обвала цен на нефть до 30 долларов за баррель. При такой цене лишь пять сланцевых компаний могут работать без убытков. Остальным придется сворачивать производство или закрываться. Президент Трамп обещает помочь «сланцевикам». Правительство будет покупать у них нефть для стратегического запаса, снизит налоги с энергоресурсов, добываемых на федеральных землях, будет выдавать кредиты с низкими ставками. Однако каждый такой шаг будет встречен в штыки в Конгрессе. Причем, не только демократами, но и республиканцами.

Неформальным советник Дональда Трампа по энергетическим вопросам Харольд Хамм вместе с Альянсом производителей энергоресурсов США (DEPA) намерены начать расследование противоправных действий КСА и подготовить исковое требование. Министерство торговли США за 20 дней должно принять или отклонить иск, а за 60 дней вынести решение в случае его принятия.

Падение цен на нефть привело к лавинообразному снижению Фондовых рынков США. В ходе торгов основные американские индексы 12 марта обрушились почти на 10 процентов. По состоянию на 23:00 по московскому времени у S&P 500 — минус 9,51 процента, у NASDAQ — минус 9,43 процента, у Dow Jones — минус 9,99 процента. Такой показатель стал худшим с 1987 года, когда индекс Dow Jones в «черный понедельник» опустился на 22,61 процента и достиг самого низкого значения за всю свою историю.

Акции Boeing падают почти на 12%. Снижение бумаг авиационного гиганта с начала текущего года приближается к 50%. Отраслевой индекс S&P 500 Energy Index достиг шестнадцатилетнего минимума. Отраслевые лидеры нефтянки ExxonMobil (NYSE: XOM) и Chevron (NYSE: CVX) теряют по 10% капитализации.

Как видим падение цен на нефть нанесло ощутимый урон американскому бизнесу. (Бизнес — деятельность, направленная на систематическое получение прибыли). Американский бизнес действует по правилам выгодным США и не выгодным другим странам. Так МВФ навязал России такое понятие, как «бюджетное правило», согласно которому в российский бюджет идет только часть средств от проданной нефти. А остальные вкладываются не в развитие российской экономики, а в иностранные активы, в так называемый Фонд национального благосостояния (ФНБ).

Нужно плюнуть на это навязанное правило. И держать низкую цену на нефть до последнего доллара из этого Фонда. Американская сланцевая нефтедобыча загнется через год-полтора. А через два-три года сдохнет окончательно. Она держится только благодаря «бюджетному правилу» и другим дурацким договорам. На все эти «правила» и договора нужно «положить с прибором». И тогда у нас все будет хорошо.

Я начал статью со слов Бисмарка и ими закончу. "Не надейтесь, что, единожды воспользовавшись слабостью России, вы будете получать дивиденды вечно. Русские всегда приходят за своими деньгами. И когда они придут – не надейтесь на подписанные вами иезуитские соглашения, якобы вас оправдывающие. Они не стоят той бумаги, на которой написаны. Поэтому с русскими стоит или играть честно, или вообще не играть". Бисмарк.