"Новости антитеррора" приветствуют как своих постоянных, так и новых читателей. Как говориться, - спасибо, что зашли, милости просим ознакомиться с нашим новым материалом. Если Вы с чем то согласны или, наоборот - не согласны, высказывайте Ваше мнение в комментариях, мы всегда рады содержательному диалогу.
Итак, с 15 марта 2020 года, в соответствии с подписанным Москвой и Анкарой так называемыми "Дополнительным Протоколом" "Сочинского меморандума о деэскалации в сирийской провинции Идлиб" - в данной провинции приостанавливаются активные военные действия, и на трассе М-4, соединяющей Латакию и Алеппо, начинается совместное патрулирование турецких и российских военных.
Многострадальный Саракиб, город с несколькими десятками тысяч населения, расположенный на перепутье стратегических трасс, включая шоссе Дамаск-Хомс-Алеппо, теперь снова под полным контролем законной власти официального Дамаска.
Российские военные полицейские совместно с официальными сирийскими подразделениями контролируют территорию превратившегося в руины Саракиба и все подступы к нему.
В настоящее время по имеющейся информации гарнизон этого города усиливается общеармейскими частями сирийских правительственных войск и проправительственным ополчением "Шабиха", так как части спецназа, взявшие этот город, предназначены для ведения наступательных действий, и постепенно отводятся с позиций для отдыха и пополнения. По этой причине известный отряд «Тигров» генерала Сухеля Аль-Хасана, пока ещё занимает оборону к западу от города, но вероятно скоро будет отведён на иные позиции. В самом Саракибе пока ещё встречаются отдельные снайперы боевиков, но главной проблемой являются мины и иные взрывоопасные "сюрпризы", оставленные представителями "вооружённой оппозиции".
Как мы помним, этот город неоднократно переходил из рук в руки от боевиков к армии Б.Асада и обратно, однако теперь он становится по сути настоящей крепостью, так как от него до столицы террористов Идлиба всего 15 км. по прямой. Фактически можно сказать, что один танковый бросок — и последний район боевиков может быть уничтожен. Но в действительности всё далеко не так просто.
Превращенный за годы войны в руины и опустевший Саракиб похож на какую-то хорроровскую киношную декорацию. Правда, в киностудиях практикуется компьютерная графика, здесь же натура правдоподобна до ужаса, ибо это - страшная реальность.
Саракиб после достижения хотя бы временных договоренностей в Москве как бы завис между миром и войной. По свидетельству очевидцев, в нём, как и во всяком недавно взятом городе, тревожное ожидание буквально ощущается в каждой придорожной былинке, неправильная форма которой может быть знаком находящейся под ней мины.
И в аллегорическом смысле дорог через Саракиб тоже две - одна из которых ведет к перманентной войне, другая — к столь долгожданному миру. Правительственные войска понимают, что враг лишь затаился и перегруппировывается, чтобы вернуть утраченные позиции, и уверены, что стоять надо насмерть, ведь дело идет к полному восстановлению контроля над Сирией (как бы не противились этому боевики-исламисты, про-турецкие отряды и даже сама Турция).
ИДЛИБ КАК РАЗМЕННАЯ ФИГУРА В БОЛЬШОЙ ШАХМАТНОЙ ПАРТИИ ?
Надо сказать, что весь мир увидел то, что Россия в очередной раз не оставила Асада в критической ситуации, в отличии от того же Вашингтона, который крайне неблагородно поступил с курдами.
В итоге продолжавшихся атак БПЛА на нашу авиабазу Хмеймиме и в результате введения экспедиционного контингента Турции в Идлибский сектор ответная реакция России всё же последовала.
Через Босфор и Дарданеллы проследовали два новейших фрегатов ВМС России "Адмирал Григорович" и "Адмирал Макаров", оснащенные ракетными комплексами "Калибр",- для усиления Средиземноморской группировки. Это вполне логично, так как один российский ракетный фрегат "Адмирал Эссен", несущий боевое дежурство в Средиземном море, уже не справлялся с растущей угрозой перерастания конфликта в стадию прямого боестолкновения.
После прохода российских военных кораблей через Проливы, не смотря на заявления сторонников перерастания турецкого военного присутствия в широкомасштабное вторжение, стало ясно, что Реджеп Эрдоган пока всё же избегает открытой конфронтации с Россией.
Возможно, что Идлиб и поддержка генерала Фаиза Сарранжа в Ливии для официальной Анкары всего лишь возможность политического маневрирования в переговорах по Сирийскому Курдистану, и возможно, что Турция с легкостью уйдет из Идлиба и Ливии, если Эрдогану удастся окончательно оттеснить курдов подальше от своих границ, причём по всему периметру. Однако существует и полностью противоположная точка зрения, согластно которой президент Турции имеет явно султанские амбиции в стиле неосманизма и имеет явное желание видеть Идлиб своим новым вилайетом.
При анализе мотивов Р.Т.Эрдогана нужно учитывать три фактора: озвученную им миграционную катастрофу, за которую Евросоюз ему по его словам не платит (хотя сама постановка вопроса нам кажется ущербной); ущемление, как заявляют турецкие СМИ, гуманитарных прав беженцев (и особенно родственных этническим туркам туркоманов) и, безусловно, курдскую проблему.
Конечно, в самопровозглашенной курдской Рожаве Турции удалось отодвинут курдов от свои границ, причем благодаря потере интереса к этим территориям американцами, которые решили ограничить свой контроль нефтеносными районами. А вот в Идлибе, на северо-западе Сирии, ситуация выглядит несколько иначе…
Очищенная от наиболее одиозных радикалов и частично демилитаризированная зона деэскалации, определенная "Сочинским меморандумом", могла бы развязать Эрдогану руки и позволила бы спокойно расширять свое влияние в провинции. Однако он не пошёл на это, хотя скопище группировок в Идлибском секторе настолько разношерстно, что даже сам президент Турции возможно не прочь был бы "утилизировать" к примеру наиболее сильную армию исламистов «Хайат Тахрир аш-Шам». К тому же уничтожение этих террористов, которые признаны таковыми во многих странах мира, и в том числе в США, было предусмотрено сочинскими договоренностями.
Эрдоган же, как известно, не только не выполнил подписанные договорённости, но по сведениям сирийской разведки, еще и снабдил боевиков этой структуры оружием, включая ПЗРК стоимостью 80 000 долларов за штуку и с дальностью поражения 5 километров (и это не считая того, что ряду группировок было предоставлено тяжёлое вооружение и огневая поддержка со стороны турецких ВВС и артиллерии регулярных сил).
Исходя из непоследовательных и весьма на первый взгляд противоречивых действий турецкого лидера, не совсем ясно, что от него ожидать в дальнейшем. Возможно он сам взял некоторую паузу и не принял итогового решения. А с учетом доказанного факта, что руками "Национальной разведывательной организации Турции" (MIT) во главе с Хаканом Фиданом Турция зарабатывала миллионы на логистике незаконного оборота нефти, полученной от международного террористического "Исламского государства" (запрещённого в большинстве стран планеты), декларируя при этом, что с ним якобы воюет, турецкому лидеру нельзя верить.
СУЛТАНСКИЕ МЕЧТЫ
Многие эксперты задаются вопросом - действительно ли Ливия и Идлибский сектор — всего лишь разменная монета для Турции с целью получения более серьёзных геополитических козырей ?
По мнению ряда исследователей, на сегодняшний на территории Ливии находятся около пяти тысяч боевиков (в том числе в основном из Сирии), отправленных туда турецкими властями. Еще около 2000 наемников-исламистов проходят курсы военной подготовки при наставничестве со стороны опытных инструкторов на турецких тренировочных базах.
Предположительно, их так же планируют в скором времени направить в Триполи на помощь генералу Сарранжу. Причем, как известно на данный момент, набор добровольцев среди исламистов продолжается, и им обещаны не только хорошие зарплаты, но и большие пособия даже на период обучения. Вероятно, здесь уместно будет привести данные, подтвержденные различными источниками, том, что не менее 117 наемников, прибывших из Сирии, уже убиты и опознаны силами генерала Халифы Хафтара, который контролирует до 70 % ливийской территории.
Проходящая параллельно развитию ситуации вокруг Северо-Западной Сирии активизация действий Турции в Ливии, может иметь двойной смысл. Даже без учёта того, что своё ливийское присутствие Эрдоган может с легкостью обменять на преференции в Сирийском Курдистане, для него "ливийский экспресс" - это относительно легальный способ "утилизации" неподконтрольных боевиков, ведь он отправляет в Ливию не турецких военнослужащих, а сторонних добровольцев.
Что касается патрулируемого участка, примыкающего к границе Турции, то Реджеп Эрдоган фактически спит и видит, как переместит именно туда утомивших его беженцев, построит им "времянки" на деньги Евросоюза и решит главную проблему — отделит Рожаву от мятежного Диярбакыра живым арабским щитом.
Судя по всему, его при этом вовсе не беспокоит возможность новой вспышки межэтнической конфронтации. В этом смысле он расширяет собственное поле для маневра и фактического шантажа Еврейского Союза, и проецирует на сегодняшний день те самые методы «обмена этническим населением», которые берут своё начало в практике Древней Ассирии и из новейшей турецкой истории практиковались еще Ататюрком. А, как известно, примерить на себя лавры «Отца нации» и быть "новым Ататюрком" Эрдоган вовсе не против.
ПРОБЛЕМА КОНТРАБАНДЫ СИРИЙСКОЙ НЕФТИ
Стоит сказать, что официальный Вашингтон, глядя на действия Эрдогана по отношению к курдам, пока видимо выжидает.
Во-первых, по большому счёту, американские власти всегда волновала только ближневосточная нефть, как стратегический фактор. Примерно 90% добычи нефти в Сирии сосредоточено в районах, примыкающих к восточному берегу Евфрата. Ранее именно этот регион был оплотом и главным источником дохода запрещённого во многих странах включая РФ "Исламского государства", ну а сейчас находится под контролем частей "Сирийских демократических сил" (SDF) и самих США (которые зарабатывают на контрабандном вывозе сирийской нефти приблизительно 30 млн USD в месяц). Цифру доходов американцев и курдов от незаконной продажи нефти официально подтвердил и российский МИД.
Во-вторых, в США уже прошли так называемые "праймериз", и Дональда Трампа больше волнует предвыборная гонка, чем своевольный Эрдоган и его планы (тем более, что акцентом его политической программы всегда был американский изоляционизм).
Если в Вашингтоне поймут, что нефтеносному району, который они контролируют с курдами, кто-то откуда-то угрожает, то первым делом под раздачу попадет не Асад, а именно Эрдоган, который всячески пытается ослабить курдов (тогда как с помощью России в Сирии между курдами и официальным Дамаском установились нейтральные отношения в стиле status quo).
Без помощи курдов нефтяные поля Восточной Сирии американцам явно не удержать под своим контролем, а Б.Асад недвусмысленно заявляет, что нефть принадлежит сирийскому народу и что он будет освобождать (точнее уже возвращать под свой контроль) и эти территории.
Следовательно, можно утверждать, что США (по крайней мере, пока) не заинтересованы в полном военном поражении курдов, не смотря на то, что недавно они оставили своих бывших главных союзников в Сирии и Ираке один на один с турками и Асадом. Так что возможно, что американцы будут "водить Эрдогана за нос" относительно долго, а если тот проявит излишнюю прыть и всё же решительно откажется идти в курсе вашингтонского вектора политики , то ребята из ЦРУ вполне могут спровоцировать в Турции еще один переворот, который может и удастся.
Одновременно с этим стоит отметить, что как союзник по НАТО, режим Эрдогана слишком противоречив и очень строптив. Его выпады в адрес ЕС и даже НАТО, недавняя покупка у России ЗРК "С-400", прямое обвинение в инициировании попытки государственного переворота 2016 года, стоят у американских властей можно сказать "костью в горле", и они его пока просто вынуждены терпеть.
При этом в политическом контексте метания Эрдогана и его зависимость от воинствующей клики (причём с уклоном в исламизм) внутри страны, вполне объяснимы.
Напомним, что проиграв муниципальные выборы светской и более демократической оппозиции в крупнейших городах, включая Стамбул, "Партия Справедливости и Развития" утрачивает свои позиции. К тому же даже бывшие сподвижники, такие как бывший премьер-министр Ахмет Давутоглу, через СМИ уверяют турецкий электорат, что Эрдоган ведет непродуманную политику по отношению к НАТО.
Поэтому Эрдоган, можно сказать, шарахается из стороны в сторону из-за того, что нащупывает спасительный выход из некоего стратегического пата.
Разумеется, первым делом ему нужно удержать в повиновении армию; к тому же там тоже не все так просто, ведь министр обороны Турции Хулуси Акар — фигура достаточно одиозная и неоднозначная. Ведь именно он во время неудавшегося переворота летом 2016 года возглавлял Генеральный Штаб турецких вооруженных сил. Трудно поверить, что глава Генштаба не знал о целой группе "предателей" в количестве целых 700 офицеров в подконтрольном ему ведомстве, вряд ли он слепой и глухой.
При этом генерал, как считается, "технично перестраховался", дав собственным офицерам как бы взять себя в заложники. Видимо, он хотел дождаться итогов путча, комфортно попивая чай и наблюдая за событиями. Военный переворот провалился, и так он вышел "сухим из воды", став министром обороны. При этом Хулуси Акар пользуется большим авторитетом в НАТО, где Эрдоган считается более трудным субъектом для переговоров, а Акар оценивается как чрезвычайно лояльное интересам Брюсселя лицо.
Небезызвестный Хакан Фидан, глава турецкой разведки, которого Эрдоган притащил с собой на переговоры с Путиным в Москву вместе с Хулуси Акаром, тоже персона, скомпрометировавшая себя связями даже с таким абсолютным злом, как "Исламское государство". И поэтому можно предполагать, что, в случае чего, американцы легко им пожертвуют.
В любом случае, видно, что Эрдоган держит силовой блок при себе (или по крайней мере старается это делать, что, впрочем сейчас, после "великой чистки", уже намного легче). Для него в текущей обстановке главное — не упустить рычаги управления армией и спецслужбами, которые могут выйти из подчинения лишь в одном случае — если потери среди турецких военных станут серьезными настолько, что вызовут шквал возмущения в турецком обществе.
СОХРАНИТЬ ЛИЦО ПРИ ПРОИГРЫШЕ ИЛИ ПРОЙТИ ДО ПОБЕДЫ ЧЕРЕЗ ТРУПЫ ?
К сожалению, пока милитаристская риторика превалирует в турецких СМИ. Единственными политическими союзниками партии Эрдогана пока еще являются ультраправые сторонники Девлета Бахчели и его "Партии националистического движения", известной тем, что в ее недрах зародилась такая террористическая организация, как «Серые волки».
Пантюркисты, имеющие всё ещё вес в турецком обществе, призывают Эрдогана к более решительным действиям против Москвы и Дамаска, тем самым загоняя его в своеобразный "цуцванг" "большой шахматной игры", так как любой ход президента Турции ныне ведет к ухудшению его политического реноме.
Плюс ко всему, Эрдоган успел также поссориться и с лидером Египта Абдул-Фаттахом Ас-Сиси, и вступил в открытое военное противостояние с Халифой Хафтаром в Ливии. При этом оба лидера арабских стран налаживают хорошие отношения с усиливающей свое влияние в регионе Москвой, осуждая в унисон интервенцию Турции. Однако конечно со стороны арабских нефтеэкспортирующих режимов зоны Персидского залива официальная Анкара получила в последнее время массовую поддержку.
Казалось бы, Эрдоган не заинтересован в военной эскалации, так как она грозит новыми потерями в разных сферах, но он должен доказать своему электорату, что турецкая армия снова и везде побеждает и враг несет несопоставимые с турками многотысячные потери в живой силе, оставляя на поле боя подбитую технику. Таким образом пропагандируется приукрашенный постулат, что "месть настигла всех врагов Турции", а Эрдоган — великий стратег и непревзойденный полководец, якобы сопоставимый с ненавидимым им Ататюрком.
По факту же происходит иное : сирийские правительственные войска успешно продвигаются к столице провинции Идлиб, отвоевав уже примерно 1500 кв.км. территории. Правительственной армии официального Дамаска удалось освободить более 50 населенных пунктов разного значения. В конце февраля сирийская армия захватила гряды холмов, обрамляющие плодородную Аль-Габ с востока, и в итоге наконец была взята и господствующая высота Аз-Завия, что сделало оборону боевиков в данном секторе фронта бессмысленной, и они, осознав это, отошли.
Обретённый вновь контроль правительственных сил над Саракибом и стратегическими трассами — это, можно сказать, жирная точка в относительно удачной для официального Дамаска военной компании.
Появление российской бронетехники с бравыми славянскими ребятами, красные береты и шевроны которых теперь в Сирии не в диковинку, в Саракибе, вероятно убедило значительное большинство оставшегося населения города в том, что власть переменилась, и в этот раз уже надолго, и что в след за Алеппо всё же наконец наступают времена основательных перемен.
Напомним, что Алеппо - "главная жемчужина в короне Дамаска", давно находится в руках Б.Асада, а это — вторая столица Сирии. До войны в ней проживало около двух миллионов жителей, Ныне в лучшем случае - 300 тысяч. После того, как город был отвоеван у террористов из группировки "Джабхат ан-Нусры", и оставшиеся боевики по гуманитарным коридорам вместе с семьями перешли в Идлиб, здесь мало-помалу восстанавливается мирная жизнь.
Без сомнения, "открытие" трассы М-5 оживит экономику некогда главного промышленного центра. Можно надеяться, что постепенно возродятся и промышленные предприятия, оборудование которых в свое время экономические мародеры вывезли в соседнюю Турцию или сдали как цветмет.
Конечно, Идлиб — на очереди, и скорее всего, перемирие там не продлится долго. В целом неподконтрольные Эрдогану отряды группировки "Хайят Тахрир Аш-Шам", переживающие агонию перед неминуемым военным фиаско, попытаются контратаковать сирийские правительственные войска.
Теперь уже точно известно о случаях, когда боевики переодевались в форму турецкой армии и раскладывали на своих позициях турецкие флаги, чтобы обезопасить себя от удара с воздуха со стороны российских и сирийских ВВС.
Однако, так или иначе, договоренность, достигнутая в ходе переговоров Реджепа Эрдогана и Владимира Путина в Москве, в любом случае — положительный факт, так как она закрепила военные успехи правительственных войск и дала им необходимую передышку, лишив турецкую армию вполне вероятной победы над истощёнными сирийскими соединениями.
Успешно вернув под свой контроль десятки населенных пунктов в провинции Идлиб в ходе последнего зимнего наступления, несмотря на контратаки боевиков из "Хайят Тахрир Аш-Шама " и иных, Башар Асад при российской поддержке методично продолжает вытеснять боевиков из Сирии. И скорее всего, турецкие наблюдательные блок-посты, оставшиеся в данный момент в глубоком сирийском тылу, придется переместить на север, поближе к турецкой границе.
Можно с большой уверенностью констатировать, что последние прошедшие российско-турецкие переговоры в Москве подтвердили хотя бы временную военно-политическую и дипломатическую победу России в конфликте, который как турецкие, так и сирийские исламисты пытались довести до военной стадии и «точки невозврата». Не смотря на подтвержденные потери, по некоторым источникам, в 62 турецких военнослужащих, Турция (по крайней мере пока и с учётом текущей ситуации) пошла на компромисс. А что будет дальше — время покажет, решение так или иначе будет за Эрдоганом, выберет ли он путь мира или путь войны.
Спасибо Вам за то, что дочитали эту статью. Не забудьте, пожалуйста, поставить знак "понравилось" (символ слева - "большой палец вверх"), а также подписывайтесь на канал (вверху- прямоугольничек "подписаться") - это очень важно для нас и, показывая охват аудитории, даёт стимулы для развития. Кроме того, как оказалось, некоторые наши материалы ограничиваются в показах Дзеном и их могут видеть только подписчики канала.