Найти тему
Голодный историк

Самоходная гаубица АМХ-105

Самоходная гаубица АМХ-105 А
Самоходная гаубица АМХ-105 А

Самоходная гаубица АМХ-105 стала первой самоходкой, созданной на базе легкого танка АМХ-13. Разработана и построена она была в рекордные для Франции сроки: прототип изготовлен в 1950 году, а в серию машина пошла в 1952.

АМХ-105А представляла собой самоходную установку с неподвижной, открытой сверху, расположенной в корме машины рубкой, в которой устанавливалась 105-мм гаубица Мк 61 образца 1950 года. Такая компоновка считалась очень выгодной для самоходок с длинноствольными орудиями, поскольку благодаря размещению рубки в корме машины, орудие почти не выступает за габариты корпуса, упрощается погрузка боеприпасов через люк в задней стенке, увеличиваются вертикальные углы наводки. Кроме орудия машины вооружались зенитным пулеметом калибра 7,62мм.

Механик-водитель находился в передней части корпуса слева от силового отделения. Остальные члены экипажа (командир, наводчик и два заряжающих) находились в рубке.

Рубка монтировалась из листов катаной стали толщиной до 20 мм. Что обеспечивало защиту от стрелкового оружия и осколков. Приводы наведения гаубицы были только ручными. Одним из главных недостатков этой системы являлся очень медленный перевод ствола орудия с одной цели на другую. Полный боекомплект состоял из 56 выстрелов (6 бронебойных и 50 фугасных). Дальность стрельбы фугасным снарядом составляла до 15000м.

Ствол гаубицы производился в двух вариантах: длиной 23 калибра и 30 калибров. Система управления огнем состояла из 6-ти кратного оптического прицела для стрельбы бронебойным снарядом и 4-х кратного гониометра-угломера.

Шасси САУ АМХ-105А отличалось от шасси АМХ-13 только более высокой кормовой частью, в остальном было полное его копией. АМХ-105А не оснащалась ни фильтровентиляционной установкой, ни индивидуальным плавсредством. Без подготовки машина могла преодолевать броды глубиной до 0,8 м.

Самоходка экспортировалась в Израиль, Марокко и Нидерланды.

Вопрос о капитальной модернизации машины встал во время Корейской войны, когда стало понятно что САУ нуждаются в более серьезной защите и возможности вести круговой обстрел. В конце 50-х французские конструкторы установили то же орудие Мк 61 в полностью закрытую башню кругового вращения.

САУ  АМХ-105В
САУ АМХ-105В

Новый вариант САУ назвали АМХ-105В и теперь его можно было применять даже для борьбы с танками. Скорострельность, благодаря возможности автоматического заряжания выросла до 8-ми выстрелов в минуту. Возимый боекомплект теперь состоял из 37-ми снарядов и 1500 патроном для зенитного пулемета. Вести огонь из гаубицы можно было как французскими, так и американскими снарядами.

Все машины оснащались радиостанцией, внутрипереговорным устройством и выносным телефонным аппаратом с проводом длиной 400 метров.

Тактико-технические характеристики AMX-105A/B
Боевая масса, т 16/17
Экипаж, чел  5
Габаритные размеры, мм:
длина с орудием вперед 6330/6400
ширина 2650
высота 2600/2700
бронирование, мм'
лоб корпуса 40
башня 12-20
Вооружение 105-мм гаубица обр.1950 г.; 7.62-мм или 7,5-мм пулемет
Боекомплект, 56 выстрелов, 1200 патронов/ 37 выстрелов. 1500 патронов
Дальность стрельбы, м 15000
Двигатель  SOFAM 8 GXb. 8-цилиндровый, карбюраторный, жидкостного охлаждения, мощность 184 кВт при 3200 об/мин
Удельное давление на грунт, Мла 0,078
Максимальная скорость по шоссе, км/ч 60
Запас хода по шоссе, км 350
Преодолеваемые препятствия.
высота стенки, м 0.65
ширина рва, м 1.9
глубина брода, м 0,8