Найти тему

392 поправки в Конституцию. Что меняется?

Оглавление

Это серия статей о предстоящих поправках в Конституцию. Рассматриваем, что произошло, как будет проходить процесс принятия поправок, есть ли выход из ситуации и что изменится с принятием обновленной Конституции.

Блок 2. Что Конституция грядущая нам готовит?

Разобрала все поправки к Конституции. Их 392. Для удобства поделила на части: президентские, заигрывающие, интересное начинание, международное право, местное самоуправление, госорганы, карательные и неважные. Чтобы анализ поправок был не просто моим мнением, где-то оформила сравнение действующей и предлагающейся Конституции в форме таблицы, поставила ссылки на законы.

Часть поправок не стала упоминать, как не имеющие значения.

Twitter
Twitter

Президентские поправки

Поправка по срокам Путина, статья 81.

Интересно, что это поправка не о Президенте, а именно о Путине. Она вносится, чтобы "обнулить" сроки только для действующего президента.
Интересно, что это поправка не о Президенте, а именно о Путине. Она вносится, чтобы "обнулить" сроки только для действующего президента.

Часть об обнулении сроков должен проверить на соответствие Конституции Конституционный суд. Он может завернуть поправку. В 1998 году депутаты предлагали обнулить срок для Ельцина. Он был избран в 1991 году как президент РСФСР. В 1993 году приняли первую Конституцию РФ, а в 1996 он переизбрался на второй срок, но уже в качестве президента, по сути, другой страны — Российской Федерации. Но Конституционный Суд сказал, что Ельцин в 1996 году выдвигался как лицо, претендующее на пост президента на второй срок подряд. Значит, подразумевалось, что он выдвигается на тот же пост. И отклонил просьбу об обнулении.

И к счастью, и к сожалению, это не значит ничего. На мой взгляд, поправки затевались не ради обнуления всех сроков Путина. Эта инициатива исходила от депутатов ЕР, которые хотели задобрить президента, чтобы протащить досрочные выборы в Госдуму. Единая Россия уже готовилась, даже назначила праймериз, но не получилось. Сам президент оставил себе место для маневра. Он не поддержал идею обнуления, но и не стал возражать, если ее все-таки включат в список. Что решит Суд мы не знаем, но можем предположить, что решение будет политическим, а не правовым. Я думаю, что Суд может отклонить поправки и сообщить, что они требуют настоящего референдума. Тогда срок голосования сдвинется, и оно станет проходить по установленной законом процедуре.

Идея об обнулении мобилизует и протестный электорат и сторонников "вечного Путина". Сейчас поправки собираются поддержать 64% россиян. Непонятно, как поведет себя серая зона «неголосующих». Это делает итоги голосования непредсказуемыми, а значит, на него еще можно повлиять.

Меняются полномочия Президента

Исчезают:

Ничего не исчезает, полномочий меньше не становится. У нас на повестке только обнуление сроков, но никак не полномочий президента.

Появляются новые:

  • Руководит Правительством РФ, определяет направления его работы (статья 83 б), утверждает структуру министерств (статья 83, б-1), определяет федеральные органы власти, которыми будет руководить (статья 83, б-1).
  • Если президент увольняет Председателя Правительства, то новый не предлагает ему структуру министерств, а работает уже с утвержденной Президентом.
  • Формирует Государственный Совет. В 2000 году Путин собрал глав регионов в Госсовет. Полномочий органу не дали - сделали совещательным, как Боярская Дума при Иване Грозном. Они советовали, но не решали. Путин сказал, что пора это изменить и дать Госсовету реальные полномочия. Непонятно, какие, но это дополнительная власть органу, председатель которого - ага, снова он - Путин.

Остается неизменным (иногда только по факту, формулировка может поменяться):

  • Назначает и увольняет Председателя Правительства, его заместителей и федеральных министров, судей Конституционного и Верховного судов (а также Председателя и заместителей), высшее командование Вооруженными силами, дипломатов, подписывает отставку всех остальных судей России, назначает других федеральных судей России, представителей Президента
  • Может быть председателем на заседаниях Правительства (статья 83 б), отправляет Правительство в отставку, формирует Администрацию Президента, создает и управляет Советом Безопасности, утверждает военную доктрину
  • Вместе с Советом Федерации назначает всех прокуроров России
  • Предлагает Госдуме нанять или уволить Председателя ЦентроБанка РФ
  • Вместе с Советом Федерации и Государственной Думой отбирает людей на должность Председателя и аудиторов Счетной палаты РФ
  • Назначает выборы в ГосДуму, распускает ГосДуму, назначает референдум, вносит законопроекты в ГосДуму, подписывает федеральные законы, делает послания Федеральному Собранию
Раньше часть этих полномочий была описана в федеральных конституционных законах. Сейчас эти полномочия дублируют в Конституцию.
Карикатура Сергея Елкина
Карикатура Сергея Елкина

Президент обладает неприкосновенностью согласно действующей Конституции (статья 91). Предлагают оставить неприкосновенность и после сложения полномочий (статья 92-1).

Текст Конституции – неоднозначный. Его интерпретируют особым образом, чаще в пользу президента. То, что Госдуме разрешили "назначать" Председателя Правительства, не значит, что у нее появилось больше власти. Это значит, что кандидатов предлагает Президент, "шантажируя" Госдуму роспуском в случае отказа принять кандидатуру.
Полномочий и раньше было много. Сейчас их станет больше, добавится "обнуление", власть будет в руках одного человека, у которого нет возможности ее потерять. Значит у него нет стимула развивать страну.

Заигрывающие поправки

-4

Поправки о запрете второго гражданства и иностранных счетов для депутатов

Чиновникам и депутатам федерального уровня, сенаторам, Президенту, прокурорам, судьям и главам регионов запретят хранить деньги за пределами России и иметь вид на жительство или гражданство другого государства. Если на момент вступления поправок это все будет у чиновника, то его придется отказаться от должности.

Изначально президент предлагал запретить еще и владение недвижимостью за рубежом, но от идеи отказались. Возможно, количество иностранной недвижимости у власти зашкаливает, не все успевают сбросить активы.

Глава рабочей группы Крашенинников прокомментировал это так:

«Что касается недвижимости, тут надо вспомнить, что мы родом из Советского Союза, у многих родные, дедушки, бабушки остались в бывших союзных республиках, ставших зарубежьем. Человек окажется перед выбором: либо оставлять свой нынешний пост, либо зачеркнуть в душе тот родной "домик окнами в сад", доставшийся по наследству. Или другая ситуация - человек пришел на ответственную государственную должность из другой сферы. Раньше был, например, успешным предпринимателем. Таких случаев немало. Развивая свою компанию, он обеспечивал граждан рабочими местами, пополнял бюджет налогами, развивал экономику. Как ему быть с таким имуществом, которое приобрел в результате успешной деятельности? Переоформлять на другое лицо? Продавать?»

Но мы помним расследования Навального о зарубежной недвижимости российских чиновников – она не в странах бывшего Союза, а в Западной Европе.

Поправку о запрете второго гражданства и зарубежных счетах вводят не для отбора чиновников-патриотов, а для населения. Эта поправка нравится – наконец-то запреты для чиновников, а не для граждан. А тем временем в данных Росреестра потихоньку исчезает информация о недвижимости депутатов, их счетах. Чиновников обелят перед отчетностью, но имущество у них оставят.

Затрагивает статьи 71, 77, 78, 95, 97, 110, 119, 129.

«Скрепные поправки». Про Бога, детей, СССР и защитников отечества.

Появляется новая статья 67-1, почему-то в главе «Федеративное устройство». Эти поправки вносят, чтобы побудить сторонников «традиционных скреп» идти голосовать за.

1. Россия - правопреемник СССР – краткое содержание 1 пункта. Но Россия является правопреемником СССР еще с 1992, МИД публиковал ноту о правопреемственности. Внесение поправки бессмысленно.

2. «Российская Федерация, объединенная тысячелетней историей, сохраняя память предков, передавших нам идеалы и веру в Бога, а также преемственность в развитии Российского государства, признает исторически сложившееся государственное единство» - цитата.

Удивительно, как часть про Бога оказалась в главе про «Федеративное устройство». Видимо потому что мы русские, с нами Бог. Как отдельный регион РФ. Закон «О защите чувств верующих» в свете поправки выглядит еще более суровым. Станут ли привлекать больше за шутки про Бога? Неизвестно, но могут.

Поэтому поправка о Боге, на мой взгляд, противоречит статье 14 Конституции, где написано, что Россия - светское государство и ни одна религия не провозглашается государственной или обязательной. Это значит, что надо менять и 1 главу Конституции, если очень хочется упомянуть Бога. И проводить настоящий референдум.

3. «Российская Федерация чтит память защитников Отечества, обеспечивает защиту исторической правды. Умаление значения подвига народа при защите Отечества не допускается» - цитата. Еще это звоночек о том, что история так и останется «переписанной». В 2014 году в Уголовном кодексе появилась статья, предусматривающая наказание за выражения неуважения к памяти защитников Отечества и реабилитацию нацизма (до трех лет тюрьмы). По ней судили за мемы. Упоминание этого тезиса в Конституции закрепляет политику "поиска экстремизма в любом слове". Возможно упоминать Сталинский террор и осуждать наследие СССР запретят совсем, чтобы не было никакой альтернативной точки зрения. Возможно я удалю это предложение после 22 апреля.

4. Дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России. Дети не могут быть приоритетом государственной политики, потому что приоритет – это цель, направление действий. Дети не могут быть целью государства. Но... Ну, что ж.

5. Брак – как союз мужчины и женщины (статья 72). Эта идея очень нравится гомофобам и жителям «глубинного государства». Но мы с вами помним, что гомосексуальность уже давно не считается заболеванием, признана Всемирной организацией здравоохранения нормой. Большинство стран стараются защищать ЛГБТ-меньшинства, разрешать браки между людьми одного пола, восстанавливать их в правах. Тем временем Россия стремится откатиться назад как можно дальше.

6. Про государствообразующий народ. Статья 68.

-5
Все это внесли в Конституцию, чтобы повысить явку сторонников поправок и традиционных ценностей и создать обсуждение вокруг поправок. Потому что поправки, внесенные Путиным в самом начале никого не удивили и не вдохновили.
Я надеюсь, что эти поправки мобилизуют и противников таких поправок.

Интересное начинание

Эти поправки – о важном. Но никто никогда не знает, что будет после вступления в силу. Поэтому начинание интересное, а вот продолжение может быть не очень.

1. Среди вопросов, которыми должна заниматься Россия, появилось обеспечение безопасности личности, общества и государства при применении информационных технологий, обороте цифровых данных (статья 71, пункт М). Звучит отлично, если государство действительно начнет следить за безопасностью данных в интернете, поставит себе целью пресекать мошенничество, утечки и прочее.

Но буду умеренно оптимистичной: этот пункт могли внести из-за закона о суверенном интернете. И для «защиты данных» россиян могут начать их собирать и хранить на внутренних серверах, нарушать право личной переписки и прочее. Это уже сейчас делает ВКонтакте, Mail.ru, Yandex, Yota и другие из-за закона о суверенном интернете. Но когда норму вносят в Конституцию, она приобретает более серьезный уровень.

2. Уравнивают МРОТ и прожиточный минимум (статья 75). Приятная новость для граждан из регионов, где МРОТ обычно ниже прожиточного минимума на 2-3 тысячи.

3. Вводят обязательную индексацию пенсий и социальных пособий (статья 75). Сейчас их индексируют от случая к случаю. Должно стать постабильнее.

4. Президент может отправлять законы на проверку в Конституционный суд (Статья 107). Если Конституционный суд скажет, что закон не соответствует Конституции, то президент не хочет подписывать, но 2/3 от депутатов Совфеда и Госдумы сказали да, а Конституционный суд одобрит, то президент подписывает его. Хорошо, потому что могут принять закон без президента – демократия. Плохо, потому что если судьи будут подконтрольны президенту, то он всегда будет руководить их мнением и сам решать, какие законы принять, а какие нет, независимо от мнения ГосДумы и Совфеда. То же самое касается федеральных конституционных законов.

Про международное право

Очень нашумевшая поправка, но почти бессмысленная. В действующей редакции Конституции уже указано, что Россия выполняет только те международные законы, которые не противоречат нашим. В новой редакции статью просто перефразируют.

Ну и, еще в 2015 году Россия заявила, что решения ЕСПЧ политизированы и поэтому внесла специальные поправки о необязательности исполнения решений ЕСПЧ.

Россия нарушает закон, ЕСПЧ указывает на это, но российская власть сама определяет, наказывать себя за нарушение или нет. Зачем тогда Путин предложил внести поправку в конституцию про необязательность исполнения международных договоров?

Как считают политологи, это позволит отказаться от выполнения решений других международных организаций. Например, резолюцию генеральной ассамблеи ООН о статусе Крымского полуострова или решение Стокгольмского арбитража, согласно которому Россия должна Украине газ на сумму около 3 млрд $.

Дополнительное закрепление каких-либо норм в Конституции практически лишает россиян возможностей их обжаловать. Законы можно пересмотреть, а конституцию почти невозможно.

Добавилась формулировка, выделенная желтым.
Добавилась формулировка, выделенная желтым.

Местное самоуправление исчезает

Президент в своем послании сообщил, что нужно расширить полномочия органов местного самоуправления. Кто-то обрадовался: в российских регионах за последние годы появилось много независимых муниципальных депутатов, у них будет больше полномочий!

Но эксперты почему-то начали бить тревогу. Оказалось, что многие не услышали о предложении Владимира Путина закрепить систему единой публичной власти, включив в нее самоуправление.

Согласно 12 статье Конституции местное самоуправление не входит в систему государственных органов и является самостоятельным в пределах своих полномочий.

Но практически везде в Конституции заменят слова «органы государственной власти» на «единая система публичной власти».
А местное самоуправление включат в — да, да! — единую систему публичной власти. "Органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую систему публичной власти в Российской Федерации" — обновленный вариант 132 статьи.
Статьи 80, 132 и другие.

Независимость муниципалитета — города, села, деревни — от государства заключается в том, что каждая конкретная территория самостоятельно вырабатывает нормы и правила по которым живет. Государство дает общие рамки, но каждый поселок уникален, поэтому жители самостоятельно решают между какими селами нужно построить дорогу, а между какими нет, какое учреждение ремонтировать в первую очередь, по какому маршруту запустить автобус и на какую нужду пойдут деньги из мунициального бюджета.

Сейчас органы государственной власти не могут отменить нормативно-правовые акты, которые принимают муниципалитеты. Конечно, кроме случаев, когда эти акты противоречат законам России.

Включение местного самоуправления в систему единой публичной власти приведет к унификации решения всех проблем людей и фактически лишит муниципалитеты независимости. Например, если жители на публичных слушаниях решат отменить строительство элитного жилого комплекса и сохранить исторически ценный Бадаевский завод, то региональные или федеральные власти будут вправе отменить решение жителей. Например, потому что у региональных властей есть план по обеспечению жителей n-ным количеством жилья в этом квартале.

В Конституции обновляется 131 статья. Органы государственной власти будут формировать органы местного самоуправления. В новой конституции жители не смогут сами определять кто будет их депутатом. За них это сделают чиновники и депутаты из столицы региона или из Москвы.

Внесение такой поправки будет противоречить 12 статьи Конституции России и Европейской хартии местного самоуправления, которую подписала Россия. А главное, еще больше полномочий будет в руках федерального центра. Это сделает его власть почти безграничной.

Государственные органы

Полномочия Государственной Думы

В своем послании Федеральному Собранию Президент сказал, что ГосДума уже готова получить больше полномочий (как будто детки выросли и поумнели). Поэтому теперь депутаты будут назначать Председателя Правительства.

Но ничего не изменилось. Никакой либерализации нет.
То, что предложили – игра слов. Президент и сейчас в случае отставки Председателя подписывает документы о его оставке и назначает его с согласия Государственной Думы.
То, что предложили – игра слов. Президент и сейчас в случае отставки Председателя подписывает документы о его оставке и назначает его с согласия Государственной Думы.

Но новые полномочия все же есть:

1. Утверждать выбранных президентом министров, кроме тех, что он выбирает с Советом Федерации. Если ГосДума три раза отклонит кандидатов Президента, то он может распустить Госдуму и назначить их сам (статья 112).

2. Слушать ежегодные отчеты Центробанка

Остается неизменным (иногда только по факту, формулировка может поменяться):

  • Утвердить выбранного президентом Председателя Правительства (изменили формулировку, но суть та же). Если ГосДума три раза отклонит кандидатов Президента, то он может распустить Госдуму и назначить их сам (статья 111). Назначение и увольнение Председателя Центробанка, кандидатуру предлагает Президент; Председателя Счетной палаты и аудиторов; Уполномоченного по правам человека.
  • Могут выразить недоверие Правительству РФ
  • Слушают Ежегодные отчеты Правительства
  • Могут выдвинуть обвинения против Президента, чтобы отрешить его от должности, или против бывшего президента, чтобы лишить его неприкосновенности
Власти от новых полномочий у Госдумы больше не стало.

Полномочия Совета Федерации

Сейчас Совет Федерации состоит из двух представителей из каждого региона и не более 10% сверху от числа региональных представителей назначает президент. Теперь он будет назначать 30% сверху, из которых 7 – пожизненно, остальных на 6 лет, и сам после истечения своих полномочий остается в Совете Федерации пожизненно — статья 95.

Значит Путин не оставит власть точно. Либо сможет обнулиться и переизбраться в Президенты, либо останется пожизненным сенатором России, либо возглавит Госсовет.

Новые:

  • Вместе с Госдумой лишают бывшего президента неприкосновенности
  • Консультируют президента по кандидатам на должность министров, которыми руководит президент
  • Слушают ежегодные доклады Генпрокурора

Исчезли:

Назначение судей Конституционного суда, Верховного суда, Генпрокурора, его заместителей и остальных прокуроров. Теперь Совет Федерации делает это вместе с Президентом

Остается неизменным (иногда только по факту, формулировка может поменяться):

  • Утверждают границы регионов после их изменения регионами
  • Подтверждают указ президента о военном или чрезвычайном положении
  • Решают использовать ли войска РФ за пределами РФ
  • Отрешают президента РФ от должности
  • Назначают и увольняют Председателя Счетной палаты и половину аудиторов
Власти от новых полномочий у Совета Федерации больше не стало. А вот зависимость от Президента усилилась.

Полномочия Правительства

Правительство (во главе которого раньше был Медведев) – исполнительный орган власти, который действовал независимо от остальных органов. Сейчас его ставят в зависимость от Президента.
  • Во-первых, Председатель Правительства больше не определяет направления деятельности самого Правительства.
  • Во-вторых, теперь он несет персональную ответственность перед Президентом (статья 113).
  • В-третьих, теперь Правительство осуществляет свою работу под общим руководством Президента РФ (статья 110).
  • В-четвертых, Правительство больше не руководит исполнительными органами власти из силового сектора. Министерством обороны, МВД, Министерством иностранных дел, МЧС и частью других ведомств теперь будет руководить президент.

Новые полномочия:

  • Поддерживает и укрепляет семью, хранит традиционные семейные ценности, научно-технологическое развитие, гражданское общество и общественные организации, волонтеров, частных предпринимателей
  • Защищает инвалидов, создает для них доступную среду

Помогает защитить права работников, создаёт условия для благоприятной окружающей среды и заботится об экологии

Переживаю, справятся ли с такими конкретными и тяжелыми задачами?

Не изменилось:

  • Заведует бюджетом Российской Федерации и отчитывается за него перед ГосДумой
  • Проводит финансовую, кредитную и денежную политику, политику в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии
  • Управляет федеральной собственностью, обеспечивает оборону страны, государственной безопасности, реализует внешнюю политику

Суды России

В Конституцию добавят информацию, что арбитражные суды – часть судебной системы РФ. Расширили статьи о суде, перенесли из ФКЗ.

Сократили количество судей Конституционного суда с 19 до 11. И на него возложили обязанности решать, какой международный договор исполнять, а какой нет.

Прокуратура

Уточнили определение прокуратуры, его взяли из федерального конституционного закона. Теперь прокуроры регионов назначаются Президентом не по представлению Генпрокурора, а по представлению Совета Федерации.

Больше полномочий Совету Федерации, где пожизненным сенатором будет Путин.

Карательные поправки

Могут ужесточить практику по уже имеющимся законам.

1. Призывы региона выйти из состава РФ или выход из состава РФ не допускаются – статья 67.2. Могут усиленнее наказывать всех, кто считает, что Крым – не наш и призывает провести новый референдум в Крыму по самоопределению.

2. Поправка о Боге – возможно ужесточение практики по закону «О защите чувств верующих».

3. О браке как о союзе мужчины и женщины. Скорее всего скажется в ужесточении закона «О запрете пропаганды гомосексуализма».

Неважные поправки

1. Добавили возможность создавать федеральные территории со своими органами власти. В России уже создавали федеральные округа (например, Приволжский федеральный округ). Вносить изменения в Конституцию для этого необязательно – статья 67.1.

2. Обещают защищать граждан за рубежом (уже и так обязаны), защищать культуру коренных народов (добавили, чтобы смягчить поправку о государствообразующем народе). Ничего важного. – статья 69.

3. Предлагают разрешить размещать федеральные органы власти не только в Москве, но и в другом городе. – Хорошо для развития региональных городов. Нужно ли было это вносить в Конституцию? Нет, можно было выпустить федеральный конституционный закон. – статья 70.

4. В статье о том, какие сферы регулирует Российская Федерация добавили: организацию органов публичной власти, информационные технологии, научно-техническое развитие, единые правовые основы здравоохранения, системы воспитания и образования, метрологическую службу, слова «деятельность в космосе» заменили на «космическая деятельность» - статья 71. Это уже регулируется федеральными законами.

5. В вопросы, которые федеральный центр решает вместе с регионами, добавили молодежную политику, сельское хозяйство, обеспечение оказания доступной и качественной медицинской помощи, сохранение и укрепление общественного здоровья, создание условий для ведения здорового образа жизни, формирования культуры ответственного отношения граждан к своему здоровью – статья 72. Этим уже занимаются совместно.

6. Появилась статья 75-1. «В Российской Федерации создаются условия для устойчивого экономического роста страны и повышения благосостояния граждан, для взаимного доверия государства и общества, гарантируются защита достоинства граждан и уважение человека труда, обеспечиваются сбалансированность прав и обязанностей гражданина, социальное партнерство, экономическая, политическая и социальная солидарность." – это очень хорошо, но подобного рода статьи находятся в 1 и 2 главе Конституции. Они уже есть, зачем дублировать?

7. Статья 79-1. "Российская Федерация принимает меры по поддержанию и укреплению международного мира и безопасности, обеспечению мирного сосуществования государств и народов, недопущению вмешательства во внутренние дела государства" – декларируем, что не собираемся ни с кем ругаться.

8. В части статей слова «членов Совета Федерации» заменили на «сенаторов Российской Федерации». Суть не изменилась. Статьи 82, 95, 104

9. Добавили, что Президент РФ призван сохранять гражданский мир и согласие в стране — статья 80.

10. Смешное: Раньше ГосДума и СовФед могли собираться вместе для того, чтобы слушать послания президента, Конституционного суда и руководителей иностранных государств, а теперь будут слушать только послания президента — статья 100.3.

Как будет проходить общероссийское голосование, какие есть варианты для изменения ситуации, что будет в обновленной Конституции - читайте в следующих статьях канала "Кандидатский минимум"

Блок 1. Хронология событий, связанных с Конституцией

Блок 3. Как будет проходить голосование. Общероссийское голосование — законная или незаконная процедура.

Блок 4. Что делать и как дальше жить? Как можно повлиять на результаты голосования.