Ее имя вошло в историю искусств благодаря Сальвадору Дали, чьей женой и музой она была на протяжении многих лет. Ей удалось стать для художника одновременно матерью, любовницей и другом, абсолютно незаменимой и обожаемой. Но Дали был далеко не единственным мужчиной для нее. Гала никогда не отказывала себе в желаниях и заставила художника потакать всем ее прихотям.
Но обо всем по порядку.
Детство
Елена Дьяконова родилась в 1894 году в Казани. Отец девочки работал простым служащим, незаметным на фоне жены — мама Елены, Антонина, имела прекрасное образование, издавала детские книги, вокруг нее крутилась артистическая и литературная жизнь Казани. Для нее важно было дать детям хорошее образование, Лена с семи лет учила французский. Когда девочке было 10 лет, отец умер, а мама вышла замуж за московского адвоката.
В Москве Лена ходила в гимназию вместе с Мариной и Анастасией Цветаевыми. Позднее Марина описывала будущую Галу, как тоненькую, длинноногую, упрямую и застенчивую, с темными ресницами «такой длины, что на них можно положить две спички». Узкие карие глаза, по‑китайски скошенные к вискам, делали лицо Елены необычным и притягательным, на него хотелось смотреть снова и снова.
Первый муж Поль Элюар
Гала быстро нашла свое призвание — быть той, для которой мужчины пишут прекрасные стихи, безумные письма и великие картины. Своего первого гения девушка нашла в Швейцарии, в санатории, где лечилась от туберкулеза. Гала росла слабой и болезненной, и в семнадцать лет семья отправила ее в Швейцарию. Там же лечился начинающий поэт Эжен Грендель, который потерял от нее голову и решил жениться, вопреки воле родителей, считавших этот брак мезальянсом.
Поэт посвящал невесте стихи и издавал их по совету Галы под звучным псевдонимом Поль Элюар. Свою музу поэт называл Гала – «праздник». Через пять лет влюбленные поженились, и Гала родила дочь Сесиль. Девочка по большей части жила у бабушки, и редкие прогулки с матерью вспоминала потом, как праздник.
Гала уже тогда имела четкие представления о том, каким хочет видеть свое будущее во Франции.
«Я буду как кокотка сиять, пахнуть духами и всегда иметь ухоженные руки с наманикюренными ногтями», - говорила она.
И хотя, по свидетельству современников, Гала даже в молодости не была красива, в обществе умела производить фурор. Это происходило благодаря непоколебимой уверенности в себе и собственных чарах, а также умению интриговать публику. Мужчины называли ее «колдовской славянкой» и реагировали на нее так, словно действительно пребывали под действием магии.
Поль и Макс Эрнст
Поль увлекся фотографией и постоянно снимал жену обнаженной. Художник видел в Гале совершенную, абсолютную красоту. Супруги были счастливы и молоды, а их любовь не ограничивала свободу супругов: между ними был договор, по которому каждый мог позволить себе роман на стороне.
В 1921 году Гала позировала художнику Максу Эрнсту. У них быстро начался роман. Элюар при этом тоже замечательно относился к Максу, считал его единомышленником. Взгляды мужчин на жизни и искусство полностью совпадали, а отсюда выросла теплая, настоящая братская дружба.
Макс, Гала и Поль начали жить вместе, и им даже в голову не приходило скрывать свои отношения. Возможно, этот треугольник просуществовал бы до конца жизни, но тут Элюар в ночном клубе познакомился с молодым художником Сальвадором Дали.
К этому времени Элюар вступил в компартию, издал блистательный сборник стихов «Град скорби». Его талант признал весь мир. В Сальвадоре он увидел человека, который, возможно, даже и превосходит его по степени одаренности.
Знакомство с Сальвадором Дали
На момент знакомства с молодым художником Сальвадором Дали Дьяконовой исполнилось 36 лет. Будущий гений был на 11 лет моложе, никогда не вступал в интимные отношения с женщинами и панически их боялся. Гала пробудила в художнике чувства, которых раньше тот не испытывал. По признанию Дали, она не только вызывала страсть, но и разжигала творческие способности. Сальвадор называл Галу «демонесса моего гения».
Дали пригласил Поля с женой погостить у себя в испанской деревушке. Элюар согласился — он был в полном восторге от нового друга, и все время рассказывал про него Гале, которая потом удивлялась:
«Он словно нарочно толкал меня в его объятия, хотя я его даже не видела».
Похищение Музы
Дали жил в красивом белом доме, который утопал в цветах, а море романтично шумело море. Желая произвести на Галу неизгладимое впечатление, Дали раскрасил подмышки в синий цвет, натерся своим безумным одеколоном (лаванда, козлиный помет и рыбный клей), а за ухо засунул герань. А потом увидел Галу в окно: доброжелательно спокойную, бесконечно уверенную в себе. Женщина показалась ему королевой. Дали стало стыдно за мальчишество. Он быстро помылся и даже надел пиджак. Сальвадор уже знал, что любит эту женщину. А она сразу поняла, что он гений.
Из этой испанской деревушки Элюар уехал один. Гала осталась с Сальвадором. В качестве компенсации Дали написал портрет поэта:
«Я чувствовал, что на меня возложена обязанность запечатлеть лик поэта, с Олимпа которого я похитил одну из муз».
Гала и Дали больше не расставались. Они поженились и даже обвенчались, когда Гала развелась с Элюаром. Дали патологически боялся интимной близости, и Гала была единственным человеком, которому художник позволял к себе прикасаться.
Сначала супругам было непросто. Гала заставляла Дали работать в сто раз больше, чем работают самые посредственные художники, которые надеются не на талант, а на усидчивость и упорство; в трудные дни женщина сама шила себе платья, но не сдавалась. Гала успокоилась только тогда, когда сделала из Сальвадора миллионера.
Гала не только дарила мощный заряд вдохновения художнику, но и была его менеджером, создателем «бренда» Дали. Среди ее знакомых было немало влиятельных и состоятельных людей, которым она предлагала вкладывать деньги в творчество мужа. Он подписывал картины «Гала-Сальвадор-Дали», уже не мысля существования без музы, а Гала убеждала мужа:
«Скоро вы будете таким, каким я хочу вас видеть, мой мальчик».
Впрочем, не все разделяли восхищение художника. В прессе о нем и его музе писали:
«Беспомощный в житейском отношении, чрезвычайно чувственный художник был пленен жесткой, расчетливой и отчаянно стремящейся в верха хищницей, которую сюрреалисты окрестили Гала-Чума».
Ее называли «алчной валькирией» и «жадной русской потаскухой».
Гала и ее любовники
Гала никогда не отказывала себе в удовольствиях, на что ее муж реагировал спокойно:
«Я разрешаю Гала иметь столько любовников, сколько ей хочется. Я даже поощряю ее, потому что меня это возбуждает».
А она заявляла:
«Жаль, что моя анатомия не позволяет мне заниматься любовью сразу с пятью мужчинами».
И чем старше она становилась, тем моложе были ее любовники, и тем большим было их количество.
Говорили, что «ее мальчики стоят целое состояние» – Гала осыпала любовников деньгами и подарками, покупала им дома и машины. Однажды очередной молодой любовник Эрик Сэмон, ужинал с женщиной в ресторане, а в это время его сообщники пытались угнать ее машину.
А вот 22-летний Уильям Ротлейн, которому Гала помогала избавиться от наркотической зависимости, действительно был в нее влюблен. Но после того, как молодой актер не прошел пробы у Феллини, ее страсть тут же угасла. А Уильям вскоре умер из-за передозировки наркотиков.
Певец Джефф Фенхольт, исполнивший главную роль в рок-опере «Иисус Христос – суперзвезда», получил в подарок от Галы дом за 1,25 млн долларов и картины Дали, а после открещивался от связи с любовницей.
Когда она почувствовала приближение старости, попросила Дали приобрести для нее средневековый замок в Пуболе, где устраивала настоящие оргии. Муж мог туда приезжать только по специальному письменному приглашению. И даже это, по его признанию, ему понравилось:
«Это условие польстило моим мазохистским наклонностям и привело меня в полный восторг. Гала превратилась в неприступную крепость, какой и была всегда. Тесная близость и, особенно, фамильярность способны угасить любую страсть. Сдержанность чувств и расстояние, как показывает невротический ритуал рыцарской любви, страсть усиливают».
В 1982 году Гала неудачно упала и сломала шейку бедра. Здоровье женщины уже было слабым, в последние дни в клинике она страдала из-за сильной боли, и вскоре скончалась. Дали усадил ее на заднее сиденье «кадиллака» и отвез в семейный склеп в Пуболе.
Художник пережил Галу на 7 лет, но это была не жизнь, а медленное угасание и прогрессирующее безумие. Художник до конца дней любил свою музу.
«Я люблю Галу больше матери, больше отца, больше Пикассо и даже больше денег».
Биографы Дали считают, что Гала сильно навредила его таланту, превратила гения в машину для зарабатывания денег. Но, возможно, она и была той самой великой женщиной, которая, по известной поговорке, стоит за каждым великим мужчиной.
_____________________________________________________________________________________