Найти тему
КТБ Железобетона

Карстовая опасность - мифы и реальность

Карстовая опасность - мифы и реальность

Значительная часть территории современной Москвы – это зоны повышенной карстовой опасности. Что это значит для горожан, какие угрозы для людей и зданий реально существуют, а какие остаются расхожими мифами? Насколько способно усугубить ситуацию развитие транспортной инфраструктуры и застройка города жильем – ведь оба процесса сейчас ведутся огромными темпами.

Рассказывает Игорь Румянцев, руководитель центра технического обследования зданий и сооружений АО «КТБ ЖБ»

Нестабильный грунт

Фото Михаил Терещенко, ТАСС
Фото Михаил Терещенко, ТАСС

Провалы грунта из-за строительства тоннелей и мостов действительно случаются. Так, в начале 2018 года в Москве из-за строительства станции метро “Юго-Восточная” образовался провал длиной в десять метров, шириной в шесть и глубиной – в четыре. В результате было перекрыто движение по двум из четырех полос Ферганской улицы.

В январе 2019-го из-за строительства сложного транспортно-гидротехнического узла в канале им. Москвы прорвало дамбу в районе Волоколамского шоссе – это привело к затоплению Тушинского тоннеля. Автомобильный тоннель расширили так, что он проходил практически впритык к границам канала, в результате вода размыла грунт под насыпной дамбой. Свою роль тут, скорее всего, сыграли износ конструкций гидроузла и погрешности при масштабной реконструкции тоннеля в 2000-х.

Крупный инцидент в 2016 году случился в Северной столице – грунт провалился в парке 300-летия Петербурга. Это случилось из-за остановки в процессе проходки тоннеля – та проводилась в условиях повышенного давления, и в процессе ремонтных работ давление резко упало. И совсем недавно - 30 апреля 2019 года провал грунта под грузовым автомобилем произошел на Рязанском проспекте в районе дома №3, о чем сообщали РИА Новости.

Подобными громкими случаями дело, конечно, не ограничивается: небольшие провалы случаются в городах практически постоянно. Это происходит вследствие износа городских инженерных систем – вода попадает в грунт из коммуникаций, вымывая твердые частицы и образуя пустоты.

Подземные легенды

Фото КТБ ЖБ
Фото КТБ ЖБ

Вместе с тем, многие распространенные представления о происходящем под землей так и остаются мифами. Особенно много подобных слухов связано с московскими подземельями. Нельзя, конечно, сказать, что мифы возникают совсем без оснований: проблема карстово-суффозионных процессов в городе стоит остро, и это отражает карта карстовой опасности Москвы. По ней большая часть территории столицы находится в зоне высокой или особо высокой опасности. Но тут надо подчеркнуть, что детальные инженерно-геологические изыскания часто показывают, что реальный статус опасности таких территорий оказывается чуть ли не нулевым.

Еще один момент: даже подтвержденный статус повышенной карстовой опасности не означает полного запрета на строительство. В этом случае речь идет о необходимости выполнять комплекс защитных мероприятий – и опасность образования карстовых воронок сводится к минимуму.

Пожалуй, самый распространенный миф – об опасности московского “Метро-2”. С одной стороны, эта система тоннелей и сооружений, с которой горожане обычно не взаимодействуют, действительно существует. С другой – она всего лишь часть общей подземной инфраструктуры города, которая построена и эксплуатируется наравне с действующей системой метрополитена. Ни о какой повышенной опасности здесь речь не идет, вся таинственность связана лишь с тем, что большинство москвичей не пересекается с этой системой.

фото КТБ ЖБ
фото КТБ ЖБ

Еще один часто упоминающийся источник тревоги – строительство небоскребов, которое начиная с начала 2000-х очень активно набирает обороты в Москве. Действительно, высотные здания – это объекты с большим собственным весом, которые еще и аккумулируют в себе серьезную нагрузку, складывающуюся из массы предметов обстановки квартир и людей, которые находятся в них. Но и в этом случае оснований для страха за безопасность города не возникает: сбор и расчет нагрузок, которые будут передаваться от фундамента здания на грунты основания, и анализ результатов инженерно-геологических изысканий проводятся на самой ранней стадии проектирования. В результате выбираются наиболее безопасные и оптимальные конструктивные решения, полностью исключающие «перегрузку» грунтов основания. Любой высотный проект предусматривает перераспределение нагрузок таким образом, чтобы давление на единицу площади грунтового основания не превышало допустимых значений.

Еще одна проблема, о которой часто упоминают как об источнике повышенной опасности для города – это попадание в грунт реагентов с дорожного покрытия и жидкостей из систем коммуникаций. Основания для волнений в этом случае, действительно, есть – но речь не о рисках провалов грунта, а об экологии. Действительно, эти процессы идут, и они приводят к загрязнению почв. Но причинами разрушения подземных конструкций они становятся в исключительных случаях – если проектировщиками при строительстве не соблюдены меры их защиты от подземных вод и агрессивных сред. Да и в этом случае существует ряд пусть недешевых, но эффективных решений, даже если проблема выявлена на этапе эксплуатации здания.

Реальность

Фото КТБ ЖБ
Фото КТБ ЖБ

Но есть и реальная проблема, о которой почему-то вспоминают гораздо реже, чем о мифических вариантах. Это огромные объемы строительства, которые сейчас ведутся – и не всегда должным образом контролируются. Они действительно способны стать источником угрозы, следствия такого масштабного строительного процесса могут стать заметными уже в самом ближайшем будущем.

В Москве огромное количество районов, где «благодаря» утечкам из давно не ремонтированных труб под землей, в том числе под зданиями, образовались опасные подземные озера. Хорошо, если коварная река даст о себе знать еще на стадии строительства, как это произошло в районе реки Раменки, где обрушилась секция недостроенного дома.

Остается только надеяться, что городские власти ищут пути комплексного решения проблемы и рассматривают специальную программу по выводу из коллекторов подземных рек, представляющих реальную опасность, и возвращению их прежнего облика.

Безопасное строительство

фото КТБ ЖБ
фото КТБ ЖБ

Стремительное развитие Москвы сопровождается не менее стремительным развитием ее транспортной инфраструктуры: ритм разрастания городской сети метрополитена в последние год-два бьет исторические рекорды. Разумеется, параллельно возрастают и факторы риска, связанные с подземным строительством и с изменением грунтового массива города.

Но значит ли это, что в Москва действительно становится опасным городом? Нет – поскольку любые геологические процессы на территории Москвы находятся под контролем специалистов. Все строительные организации, работающие на территории города, знают об этих проблемах и каждый строительный проект проходит тщательное согласование с геологами, а любому строительству предшествуют тщательные инженерно-геологические изыскания.

Что касается строительства именно метро, скажем, веток, идущих в Новую Москву или Большой кольцевой линии – этих мегапроектов последних лет – можно быть уверенными, что еще на этапе инженерных изысканий и проектирования была сделана полная оценка влияния строительства на окружающую застройку. Такая оценка выполняется путем построения модели грунтового массива и моделирования на нем объектов «окружающей застройки», после чего моделируется строящийся объект и производится высокоточный анализ воздействий, которые он оказывает на существующие объекты. В случае, если факторы влияния превышают допустимые значения, обязательно предусматриваются защитные мероприятия и дополнительные конструктивные решения. И такие меры принимаются до запуска любого транспортного проекта и вообще при любом строительстве в городе.

Резюмируя все сказанное – все риски можно взять под контроль и полностью снять возможные угрозы, соблюдая требования строительных норм и правил при надлежащей культуре строительного производства.