Если вкратце, то Окно Овертона - это схема, следуя которой можно совершенно немыслимое и недопустимое сделать яростно отстаиваемой большинством нормой. Действует эта схема как в масштабах всего общества, так и в индивидуальном порядке.
Радикальной сменой мнений в общественных масштабах занимаются СМИ, делая это зачастую слишком явно и топорно. Индивидуальные же изменения совершают с нами то, что мы называем художественными произведениями: книги, фильмы, картины, музыка... Здесь воздействие очень деликатное, но гораздо более глубокое и изощренное.
Настоящий художник может вас так перепахать, что вы себя прошлого потеряете и даже не заметите потери. Воздействие может быть как возвышающим, делающим вас, по оценочной шкале художника, лучше, так и сознательно опускающим вас ниже, меняя ваши моральные нормы в далеко не лучшую сторону.
«Лолита» как раз и есть пример этого принижающего воздействия, когда гениальный мастер слова так использует свой инструмент, что отвратное вдруг становится прекрасным, романтичными, одухотворенным.
Набоков даже аристотелевский катарсис использует, завершая свой роман этаким жертвоприношением во искупление.
Разберем «Лолиту» по схеме Овертона.
1. Немыслимо
Почти сорокалетний мужчина увлекается 12-летней девочкой и поселяется с ней в одном доме с вполне определенными намерениями. Женится на матери девочки. Мать, едва разобравшись что к чему, погибает.
Получив девочку в свое полное распоряжение, герой два года насилует ее, шантажируя угрозами сдать в детский дом или еще какое подобное заведение.
Девочка сбегает от него к еще более отвратному персонажу, затем выходит замуж и умирает родами.
Герой убивает отвратного персонажа, пишет признание-самооправдание и умирает от инфаркта.
Немыслимо, не так ли? Как про такое вообще можно писать и зачем все это читать?
2. Радикально
Герой, конечно, тот еще извращенец, но у него же детская травма! Он, будучи совсем юным, был влюблен в похожую на Лолиту девочку. Злые взрослые их разлучили и она умерла.
Вот и пришлось герою с незакрытым гештальтом как-то выживать.
Бедный-бедный Гумберт Гумберт! Его в чем-то можно и понять, но не простить. Все-таки маленьких девочек на заре пубертата развращать не следует.
Хотя он, конечно, и красавчик: утонченный интеллектуал с богатым внутренним миром. Еще довольно молод: и сорока лет нет. Мужчина в самом расцвете сил. А как пишет красиво: прямо поэма в прозе!
3. Приемлемо
Мать девочки сама виновата. Совсем о дочери в попытках устроить личную жизнь не заботилась. Она жеж мать! Должна была понимать, что происходит.
А как он эту старую и толстую дуру разыгрывал, имитируя бурную половую жизнь! Смешно же, правда?
Жаль, конечно, что она погибла. Гумберту Гумберту очень с этим повезло. Прямо от души отлегло, когда он письмо успел перехватить.
4. Разумно
Став опекуном ребенка, он повел себя очень достойно. Собирался заботиться о девочке, забрал ее из лагеря, куда ее мать сослала.
Потом, конечно, жесть началась. Девица-то не по годам развита оказалась, с ровесниками уже натренировалась.
И выбора у нее особого не было: отчим, который ее любил и заботился, или работный дом какой или куда там еще таких никому не нужных отправляют.
Так что для нее это был не такой уж и плохой вариант.
5. Стандартно
Он о ней заботился: кормил, поил, одевал. Всякую ерунду покупал, даже деньги на карманные расходы давал.
Чужой ведь человек, если подумать. Мужчина к тому же. Влюбленный мужчина. Должна же она была его хоть как-то отблагодарить.
Он ведь такой тонкой душевной организации был. Все понимал, но любовь ведь доводам рассудка не подвластна. И такой соблазн всегда перед глазами. Девица же далеко не из скромниц была.
6. Действующая норма
Он ведь раскаялся, все поняла, осознал. Погубил себя из-за нее. Убил того извращенца, что ее от него увел.
Куильти - вот кто главный злодей! Преследовал их и все разрушил. Правильно Гумберт Гумберт с ним расправился. Настоящий герой!
Жаль его. Совсем ведь еще молодой был.
Автор теории Окна Оверотона Джозеф Овертон появился на свет в 1960 году. «Лолита» была опубликована в 1955.
Набоков не писал свою книгу по схеме Окна. В его жизни и без того было более чем достаточно всевозможных смен социальных и моральных норм, чтобы понять что к чему.
«Лолита» - наглядный пример того, как искусно сплетенные в замысловатые фразы красивые слова могут поменять человека и как важно эти изменения в себе отслеживать, не давая увлечь себя туда, где вы перестаете быть собой.