Найти тему

"Брезентовый корабль" - плавающий танк "Sherman DD".

Подготовка союзных войск к вторжению в оккупированную Францию (операция по высадке десанта в Нормандии "Оверлорд") потребовала большого количества новых технических решений в различных областях, в том числе специальных танков-амфибий, которые можно будет высаживать на вражеский берег вместе с первой волной пехоты - для захвата плацдармов, обеспечивающих подход к берегу десантных барж и кораблей.

Работа по созданию специального комплекта, превращающего танк в амфибию были начаты в 1941 году в Англии. Военным инженером Николасом Штраусслером, венгром по происхождению, который эмигрировал в Англию в конце 30-х годов, был разработан комплект "Duplex Drive", или DD - то есть двойной привод.

Комплект состоял из большого водонепроницаемого экрана, плотно прикрепленного к корпусу танка по периметру и открытого сверху, который содержащимся в нем объемом воздуха компенсировал массу танка. Экран разворачивался перед тем, как танк съезжал в воду с берега или аппарелям десантного корабля, путем закачивания воздуха из баллонов в резиновые трубки, усиленные складными шарнирными стальными распорками, и быстро сворачивался, когда танк выезжал на берег. Сзади на корпус танка крепились гребные винты, которые приводились в действие от гусениц. Для этого к направляющему колесу гусеницы прикреплялись звездочки, которые сцеплялись с траком гусеницы и через зубчатые передачи и шестерни вращали 660-мм винты противоположного вращения. Винты можно было ориентировать вручную и с помощью гидравлики. С их помощью танк развивал скорость до пяти узлов (около 10 км/ч). При движении по суше винты закрепляли под углом в 90 градусов с помощью фиксаторов, которые в случае необходимости можно было открыть дистанционно. Винты занимали рабочее положение и удерживались в нем под действием собственного веса и под давлением от своего вращения. Управление направлением движения осуществлялось гидравликой с места механика-водителя, или с помощью тяг и рычагов с корпуса танка.

Первые эксперименты проводились с английским лёгким танком "Тетрарх", а после с танками "Валентайн" - сначала в специальном бассейне, а затем в море.

Разработка комплекта завершилась в июне 1942 года, им было оснащено 625 танков "Валентайн" модификаций III, VIII и XI, а также проводились работы по оснащению комплектом DD американских танков М3 и М5. Однако к 1943 году эти танки уже успели существенно устареть, и было принято решение оснащать комплектами DD массово поступающие в армии союзников танки М4 "Sherman".

Корпус танка был герметизирован до высоты надгусеничной полки. При установке экрана на "Sherman V" (М4А4) с удлиненным корпусом, высота надводного борта составляла около 1235 мм спереди и 925 мм со стороны кормы, у танка "Sherman III" (М4А2) – немного меньше. Имелась также помпа, удлиненные перископы и небольшая платформа, приваренная справа за башней, на которой мог стоять рулевой Сам танк при этом оказывался ниже поверхности воды. Над водой оставалась только часть экрана-кожуха. В корме танка, ниже экрана-кожуха, устанавливалась пара съемных трехлопастных гребных винтов с приводом от осей вращающихся направляющих звёздочек.

Разработанный способ переделки танка в амфибию имел свои недостатки, выявленные на тренировках по выгрузке танков с десантных барж в море, которые были указаны в отчёте американских военных специалистов:

1) Плавучесть DD-танков обеспечивается очень нежным кожухом. Этот кожух легко повреждается. Разрыв длиной более 1 фута может привести к затоплению танка всвязи с невозможностью насоса справится с поступающей водой.
2) Его плавучесть сильно ограничена силой ветра и волнения.
3) Он может затонуть от волны от проходящих рядом десантных средств и больших катеров.
4) Близкий взрыв может привести к разрыву кожуха.
5) ВО время движения на воде возможна стрельба только из зенитного пулемета.

Поэтому были приняты рекомендации - танки DD для маскировки использовать в массе других десантных средств, выгружать их в море при волнении не более 3 баллов и не далее 4000 ярдов (около 3650 метров) от берега.

В итоге к моменту высадки в Нормандии участвовали три британских полка "Sherman DD", два канадских полка и три американских танковых батальона (70-й, 741-й и 743-й). "Sherman DD" использовались также при высадке на юге Франции и при форсировании водных преград по всей Западной Европе. Последний раз они участвовали в бою 29 апреля 1945 года при форсировании Эльбы.

По результатам применения танков "Sherman DD" штаб сухопутных сил США в отчёте указал следующие данные:

I. Использование на нормандских пляжах.
70тб - роты А и B (DD-танки) были десантированы примерно в 500 ярдах от берега плацдарма Юта. 5 танков было потеряно в море на десантных судах когда они подорвались на минах и затонули. Один танк затонул после того как порвался брезентовый кожух из-за близкого взрыва ракетного судна. Оставшиеся 27 DD танков успешно достигли берега и оказали поддержку 4пд. Один танк застрял в море из-за поломки рулевого механизма и позднее был отбуксирован к берегу. Волнение моря умеренное.
741тб. Две роты DD-танков батальона были десантированы в 600 ярдах от берега Омаха Бич при очень сильном волнении. Из 34 десантированных танков только 5 достигли берега. Остальные затонули из-за сильного волнения, а не в результате вражеского воздействия.
743тб. Две роты DD-танков этого батальона были десантированы на Омаха Бич. Из-за сильного волнения они не могли быть десантированы /в море/ и LCT высадили их прямо на берег. Все танки были десантированы и участвовали в бою вместе с 29пд.

II. Использование на южном побережье Франции.
36 танков были использованы VI корпусом в операции "Энвил". Условия были идеальными и сопротивление, по общему признанию, незначительным. Из 36 имеющихся танков, 20 было десантировано на различном расстоянии от 75 до 400 ярдов. Два танка были потеряно до достижения берега: один подорвался на плавучей мине и затонул, другой был залит водой от проходящего рядом торпедного катера. 16 DD-танков были высажены непосредственно на берег без инцидентов.

III. Использование при форсировании Рейна.
DD-танки были ограниченно использованы Армией США при форсировании Рейна в секторах 3 и 9 американских армий. Сопротивление в обоих секторах было незначительным. В 3 армии из-за длительного марша к месту форсирования (175 миль) брезентовые кожухи многих танков были повреждены. Из 51-го приготовленного /к операции/ танка, только 18 оказались боеспособны после выхода на свой берег реки. Берега реки оказались настолько топкими, что только 8 танков попытались ее пересечь. Один из них ударился о препятствие в реке и затонул, остальные 7 благополучно пересекли /реку/. Из-за плохих условий по берегам реки, остальные танки ее просто переехали /по мосту/. В секторе 9 армии, 17 DD-танков форсировали реку при легком противодействии противника."

А в войсках "Sherman DD" получил прозвище "Дональд Дак", по имени героя известного мультфильма.

Если статья Вам понравилась, подписывайтесь на канал, есть ещё много интересного материала. Спасибо за Ваш интерес к статье и за "лайки".