Недавно жительница Томска дала своей новорожденной дочери не отчество, а «матчество» — зарегистрировала ее как Елизавету Марьевну. Женщина объяснила это тем, что отец ребенка самоустранился и дочь не признал, а значит, и места ему в документах не будет. В загсе согласились зарегистрировать такое «матчество», но лишь потому что есть мужская версия от женского имени Мария — Марий.
Ситуация всколыхнула общественность. На сайте Российской общественной инициативы сразу появилась петиция о необходимости принять закон, позволяющий официально давать «матчество». По мнению авторов, пока женщины ущемлены в правах, у них нет возможности регистрировать детей под своим именем. Петиция набрала 665 голосов «за», 1185 человек выступили против — они обвиняют слабый пол в нездоровом феминизме и уверяют, что таких детей будут сильно дразнить.
Послужит ли этот случай призывом к действию для матерей, дети которых не знают своих отцов? Об этом «МЛ» предложил поразмышлять руководителю территориального отдела ЗАГС Первомайского района Марине Трошко, проректору Пензенской духовной семинарии Вадиму Ершову, имам-хатыбу Соборной мечети Пензы Рафику Шабанову, раввину Дану Савинову, а также блогеру, психоаналитику и сексологу в одном лице Яне Кубаевой.
На Руси матчества, а точнее матронимы (Настасьевич, Ольгович и пр.), получали внебрачные дети, которые не имели имущественных прав. Назрела ли такая необходимость сегодня?
Яна Кубаева: «Я как феминистка могу сказать: по конституции России мужчины и женщины имеют равные права, а значит, матчества тоже нужно разрешить. Тем более есть множество общих имен: Александр / Александра, Валентин / Валентина, Евгений / Евгения, и матчества будут идентичны отчествам.
Но если таким образом женщины хотят принизить роль мужчины (мол, и без него можно обойтись), то как клинический психолог и сексолог могу сказать, что обрубание любых контактов с «недостойным» отцом плохо отразится на ребенке. Он будет расти с мыслью о том, что наполовину неполноценен, обрастет комплексами. Использовать матчество в качестве мести неприемлемо!
Если же такое решение принято внутри семьи в любви и согласии, ничего плохого я в этом не вижу. Берут же мужчины фамилии жен».
Вадим Ершов: «Уверен, что это отрицательно скажется на сохранении института семьи. Я связываю это с феминизацией в российском обществе, и она с каждым годом усиливается. Церковь как консервативный институт, исповедующий абсолютные ценности (любовь, верность, уважение), не может одобрять такие прецеденты.
В российском обществе и так усиливается кризис семьи: мужчин, которые не желают нести ответственность за своих детей, все больше. Семья — это совместный труд, и нужно учиться прислушиваться друг к другу. Так что, наоборот, назрела необходимость усиления роли отца!»
Рафик Шабанов: «В исламе главенствующую роль занимает мужчина — он был создан Аллахом первым, а женщина позже ему помощницей. Отчество дается ребенку строго по имени отца, и никак иначе.
При этом на мужчин возлагается и больше ответственности. Если вдруг женщина оказалась брошенной или вдовой, ее под крыло возьмет близкий к семье мужчина. И хотя официально многоженство не регистрируется, для нас оно имеет значение. В таком случае мужчина обязан обеспечить полную защиту женщине и материально ее обеспечивать, относиться ко всем женам одинаково и бывать с ними поровну, дарить равноценные подарки».
Дан Савинов: «Да, это прямая пропаганда неполной семьи. В иудаизме национальность передается по линии матери, но при этом отчество всегда дается по отцу».
Марина Трошко: «В Семейном кодексе РФ говорится, что отчество ребенка записывается по имени отца, если иное не основано на национальном обычае. Если мать не состоит в браке и отцовство в отношении ребенка не установлено, то его имя записывается по желанию матери, отчество — по имени лица, указанного с ее слов, а фамилия присваивается материнская.
Отчество, как и имя и фамилию, можно поменять: начиная с 14 лет — с согласия родителей, с 18 — самостоятельно».
Глава патриаршей комиссии по делам семьи протоиерей Димитрий Смирнов раскритиковал женщин, которые живут с мужчинами без официальной росписи, и сравнил их с «бесплатными проститутками». Не является ли в таком случае «матчество» следствием уменьшающейся роли мужчин в браке?
Яна Кубаева: «Я сама ощущаю скепсис по поводу незарегистрированных отношений, но подобные заявления меня возмущают! Это оскорбление, и отец Димитрий должен принести извинения.
Я знаю пары, где не ходить в загс решила женщина. Но при этом ее доходы значительно превышают заработок мужчины. И что же, она проститутка? А еще знаю людей, которые сошлись в зрелом возрасте и не идут расписываться, потому что каждый из них желает оставить наследство собственным детям. Они тоже проститутки?!
Не надо лезть своим любопытным носом женщинам под юбки: то, что они делают под одеялом, — их личное дело. Когда им будет нужен совет священника — сами придут.
Ну и, наконец, по такой логике выходит, что если женщина не наслаждается сексом, а «оказывает услуги», то все официальные жены — бесплатные проститутки? Они-то денег за это точно не получают».
Марина Трошко: «Одинаково хорошо можно жить и без росписи, и в законном браке. Но последний дает больше привилегий. Например, сожительница не может забрать военнослужащего в увольнение, а супруга может. В больничную палату пустят тоже только законную супругу. В браке и наследство проще оформить — при вдовстве».
Вадим Ершов: «Заявление Димитрия Смирнова резкое, но его негодование можно понять, потому что сожительство — это грех, блуд. По православным канонам таких людей не обвенчают. Неофициальный брак удобен мужчине, не желающему брать на себя ответственность за семью».
Рафик Шабанов: «Сожительство с точки зрения ислама запрещено: в половую близость женщина вступает только после брака. За этим строго следит ее семья».
Дан Савинов: «В иудаизме это тоже практически невозможно — законный брак дает больше прав и защиты. У нас в обязательном порядке заключаются брачные договоры, где прописывается, на какое имущество и какие выплаты женщина сможет рассчитывать в случае развода или смерти мужа».
На каких принципах, на ваш взгляд, должна строиться семья?
Вадим Ершов: «Семья — это домашняя церковь, единый организм, члены которого строят свои отношения на основе закона любви. Не должно быть борьбы за права, надо уметь договариваться и проявлять терпение».
Рафик Шабанов: «Семья должна быть полной и состоять из мужчины и женщины. Остальное — против всех законов вселенной! Помимо любви должно быть взаимопонимание. И важно распределение ролей: мужчина — добытчик, женщина — хранительница очага».
Дан Савинов: «Главное — духовные ценности, если их нет, то быт может разрушить даже крепкую любовь».
Марина Трошко: «Соглашусь. И хочу добавить, что надо повышать ответственность за свои действия — как мужчинам, так и женщинам».
Яна Кубаева: «Семья должна строиться на здоровых отношениях, мужчина и женщина должны устраивать друг друга не только в сексе, но и иметь общие интересы».
Автор: Олеся Андреева
Если вам понравился материал, пожалуйста, поделитесь им в социальных сетях с помощью кнопок внизу. Также не забывайте ставить лайки и оставлять комментарии. Для нас это важно ;)
Подписывайтесь на наш канал.