Найти тему
Галина Мацкевич

Репин и его женщины

И. Е. Репин - выдающийся русский художник, чьи картины мы знаем с детства: «Бурлаки на Волге», «Ответ запорожцев турецкому султану», «Не ждали», « Торжественное заседание Государственного совета» и многие другие. Но здесь речь пойдет не о его картинах и не о нем как о великом художнике, а о его любимых женщинах. О его ранней и поздней любви.

Они были абсолютно разные эти женщины по взглядам на жизнь, по интересам, по отношению к быту; у каждой были свои достоинства и недостатки, но самое главное обе любили его.

Первой женой была Вера Ивановна Шевцова.

Илья Ефимович познакомился с ней , когда ей было 10 лет, и когда ей исполнилось 16 лет они поженились. Вера Ивановна была младше Репина на 10 лет.

В первые годы влюблённый Репин очень много и часто писал Веру. До нас дошли ее портреты. Миловидная приятная женщина. Тихая, молчаливая, никогда открыто не высказывала своего мнения, всегда оставалась в тени своего мужа. Она ценила и уважала его как художника, гордилась им.

Но жизнь вносила свои коррективы. Появились один за другим дети (всего четверо), они требовали много внимания и заботы. Воспитание детей и домашнее хозяйство полностью лежало на плечах жены. Все это тоже отнимало много сил и времени. Было не до богемных разговоров и светского времяпрепровождения.

Репин же был интеллектуалом, любил интересную беседу, яркие дискуссии и умных красивых женщин, был гостеприимным хозяином. На молодежные вечеринки к ним собиралось много народа и он всегда был в центре внимания. Веру Ивановну же эта постоянная, говоря современным языком, тусовка раздражала, она хотела тихой семейной жизни в кругу своей семьи. Супруги постепенно отдалялись друг от друга, накапливались обиды, взаимные упреки. Отношения между супругами становились напряженными, они постоянно ссорились. Атмосфера в доме была накалена до предела.

К тому же Репин, как и все творческие личности многократно влюблялся причем всегда как в первый раз, полностью отдаваясь своим чувствам. Избранницами его сердца становились яркие и интеллектуальные женщины, имеющие своё мнение, такие, которые могли оценить его талант. Вера Ивановна явно проигрывала этим красавицам. Ошибкой ее было то, что она растворилась в детях, хозяйстве и совсем перестала интересоваться интересами мужа. Жена из милой девушки, по словам друзей Репина, превратилась в блеклую тень художника Она перестала быть интересной для него. Жизнь связала ее с великим художником эпохи, а это накладывало определенные обязательства: необходимо было соответствовать образу жены выдающегося художника и хозяйки художественного салона. Но она этого или не поняла или не хотела понимать. К тому же от его измен и многочисленных романов жена устала и очень страдала, а он их особенно и не скрывал.

Со временем сложилось так , что они стали жить параллельно , каждой своей жизнью: ее поглотили домашние хлопоты, а он много работал - многочисленные заказы, занятия с учениками, встречи с друзьями. Прожив в браке 15 лет - они расстались без сожаления.

Кто здесь прав, кто виноват судить не нам.

«Все счастливые пары похожи друг на друга, каждая несчастная семья несчастлива по своему».

После расставания дети приняли сторону матери, не простив отцу «предательства», и до конца жизни отношения с отцом у них были натянутыми.

Вторую свою любовь Илья Ефимович встретил уже будучи немолодым человеком по тем временам: ему было 54 года, его же избранница Наталья Нордман была молодой зрелой женщиной в возрасте 35 лет.

-2

Любовь между ними вспыхнула как фейерверк. «Эта женщина буквально поглотила Репина целиком» возмущались знакомые. Так кто же она, в кого Великий художник влюбился без памяти как мальчишка.

Наталья Нордман была полной противоположностью его первой жены Веры Шевцовой. Наталья происходила из дворян, отец был адмиралом. Наталья получила хорошее домашнее образование, знала шесть языков, легко переводила на русский прямо с листа, занималась музыкой, лепкой, рисованием, позже уже в годы совместной жизни попробует себя в писательстве под псевдонимом Северова. Красавицей она не была, но была однозначно яркой и эксцентричной натурой, а Репин любил женщин умных и оригинальных. Отзывы о внешней привлекательности различны, кто-то считал ее миловидной, кто-то напротив - совсем не воспринимал ее. Критик В. В. Стасов писал: «Репин ни на шаг от своей Нордманши. Вот чудеса: ни рожи ,ни кожи, ни красивости....а он словно пришит у ней к юбке.»

-3

Официально они не были женаты. И это для Натальи имело огромное значение, ибо больше всего на свете она боялась утратить личную свободу. Она, как уже говорилось, была эксцентричной дамой и взглядов придерживалась феминистских.

Была противницей замужества и материнства. Считала, что истинное благо в физическом труде, поэтому в юности убежала из дома и уехала в Америку, где год проработала на ферме и только потом вернулась домой. В России она познакомилась с княгиней М К. Тенишевой, известной меценаткой. Женщины подружились и Нордман надолго поселилась в ее доме. Здесь она и познакомилась с Репиным.

Вместе они были счастливы. Он писал ее портреты, причем на них она была привлекательной, вероятно, такой он ее видел. Они были практически неразлучны: вместе путешествовали, посещали выставки, ходили в театр... Даже когда Илья Ефимович работал, то любил, чтобы Наталья Борисовна сидела рядом и читала ему не только его любимую книгу Гомера. «Илиаду и Одиссею» но и периодику, в Пенатах интересовались политикой. . Известно ,что. в 1905 году они выписывали 22 наименования газет и журналов. Наталья Борисовна понимала, что Репин -это национальное достояние и ее задача сохранить для потомков как можно больше сведений о

нем :какой он был человек , с кем дружил , и что его интересовало кроме живописи. В 1901 году она издала сборник воспоминаний о Репине. И ещё собрала все газетные статьи из газет и журналов того времени о его творчестве , набралось аж 13 альбомов. И то , что мы теперь имеем полную информацию о великом художнике во многом благодаря его неутомимой супруге.

Наталия Борисовна была личностью творческой. Она прекрасно фотографировала , ее работы участвовали в конкурсе любителей фото , где она получила серебряную медаль. Благодаря этому увлечению до нас дошло множество фотографий художника: Репин в кругу друзей, за работой в саду и в мастерской. Научила она фотографировать и Илью Ефимовича - это очень помогло ему в работе над картиной «Торжественное заседание Государственного совета», ведь на ней изображено приблизительно 40 человек. Без дела Нордман никогда не сидела. Она написала и выпустила «Поваренную книгу для голодающих». Книгу осмеяли , но как всегда бывает спустя время, а именно после революции ее вспомнили. Эти рецепты котлет из картофельной шелухи и кофе из свеклы очень пригодились в то голодное время. Репин восхищался многочисленными талантами своей избранницы.

Занималась эта активная женщина и общественной деятельностью: боролась против безработицы и за права женщин. Так в 1918 году вся столичная интеллигенция обсуждала проект госпожи Нордман - проект реформы о браке, где, в частности, она призывала женщин брать деньги у мужа на личные нужды. Нужно отдать должное, сама она была бескорыстным человеком и всеми материальными благами своего мужа не пользовалась.

Наталья Нордман была бедна, собственного дома не имела. Илья Ефимович решил сделать своей любимой женщине подарок, о котором она мечтала: купил на ее имя небольшой участок в Финляндии в посёлке Куоккала и выстроил там поместье. Заплатил Репин за участок 10 тысяч рублей, тогда это были огромные деньги. Для справки: это участок на берегу Финского залива , в 30 км от Санкт- Петербурга, ныне это место переименовано и носит название Репино. Именно там и находится дом - музей И. Е. Репина и там же он похоронен.

Наталия Борисовна назвала это поместье «Пенаты». В своём доме она организовала их жизнь с Ильей Ефимовичем по своему усмотрению и своим правилам, мало заботясь об общественном мнении. Она устраивала здесь «репинские среды», на которые приглашались друзья художника, его ученики и просто интересные люди. Всем было известно, что Репин с супругой гостеприимные хозяева и гостям всегда тут рады.

В моду входило вегетарианство, и Наталья Борисовна, как женщина современная, конечно же была его сторонницей. Из угощений на «репинских средах» были вегетарианские блюда: капустные, морковные котлеты, овощные супы, овощные запеканки и отвары из свежего сена. Позже под запрет попали : рыба, сыры , яйца и молочные продукты. Некоторые мясоеды как правило перед визитом в Пенаты заезжали куда-нибудь пообедать. Сам хозяин тоже любил вкусно поесть и иногда отправлялся в гости к своему соседу Корнею Ивановичу Чуковскому на бифштекс.

И ещё она была сторонницей раскрепощения прислуги. И это новшество шокировало всех даже больше, чем ее любимое вегетарианство. Благодаря «раскрепощению» Илья Ефимович должен был лично встречать гостей и принимать у них пальто и это было и для него и для гостей не совсем привычно. По стенам дома висели плакаты: « не ждите прислуги, ее нет», «все делайте сами» и т.д.

В столовой хозяйка установила придуманной ею самой двухъярусный стол , на котором крутился круг с блюдами и каждый сам себе брал понравившееся блюдо. Но и кроме этого крутящегося «подноса» с блюдами, в столе около каждого места находились выдвижные ящики в которые гости убирали грязную посуду. Таким образом стол можно было признать даже трёхъярусным. Да, и во время обеда или чаепития, прислуга отсутствовала. Гости обслуживали себя сами, что было достаточно революционным для того времени.

Как уже говорилось, Наталья Борисовна старалась во всем облегчить жизнь прислуге. С этой целью в Пенатах появился пылесос, стиральная машина, машинка для нарезки хлеба и даже был выписан из Дрездена специальный сундук, обитый внутри подушками, в котором в течение всего дня пища оставалась горячей. Все эти технические новинки, тогда были большой редкостью и стоили приличных денег.

Оригинальный уклад жизни в Пенатах обсуждал тогда весь Петербург. Ну любила эта прогрессивная женщина быть в центре внимания. Иногда ее поступки вызывали не просто недоумение, а иначе как чудачеством это и не назовёшь: отказалась носить меховую шубу, (правда тоже из идейных соображений) сшила себе шубу из мешковины , набитую сосновой стружкой: ведь согревает стружка, когда горит в огне.

Однако при всех ее чудачествах, человеком она была добрым и отзывчивым. Просто , как бы мы сегодня сказали, она во многом просто опережала своё время. И если вначале их жизни Репина привлекала ее оригинальность, независимость мышления, она была не такая как все и он был страстно влюблён в неё, то в конце их совместной жизни он уже хотел размеренности и покоя. Его раздражала ее активная деятельность, шокирующие поступки, косые взгляды друзей. Он измучился (ведь он уже был немолодой человек) и главное не мог спокойно работать.

Госпожа Нордман при всех ее чудачествах была женщиной умной и понимала , что она уже не любимая женщина художника. Жить по другому она не умела. Их союз был скреплён не только любовью , но и большой дружбой. Скучать ему она не давала. Но к несчастью, в это сложное время их взаимоотношений, у неё обнаружили чахотку. Репин отправил ее лечиться в Италию. Болезнь удалось победить , но вернувшись, она опять нарядилась в шубу из мешковины и стала закаляться: бегала босиком по снегу и... смертельная болезнь вернулась.

Наталья решила ,что не будет обузой для мужа и уехала в Щвейцарию в клинику для неимущих. С собой ничего не взяла: ни денег , ни драгоценностей, которые ей дарил Илья Ефимович. Когда Репин узнал, где она находится, то лишь ограничился денежными переводами и письмами, сам в Швейцарию не поехал. Видимо, как можно сейчас лишь предполагать, не понял всю серьезность ее состояния. Нордман была женщиной гордой и деньги отправляла обратно. Я думаю, что все таки она ждала его приезда, ведь вместе они счастливо прожили пятнадцать лет.

Умерла она в одиночестве. Ей было всего 50 лет. Он хотел похоронить ее в Санкт-Петербурге в Александровна-Невской лавре, где когда-то купил два места для себя и для неё. Репин послал телеграмму в клинику с просьбой не хоронить ее в Швейцарии, а подготовить к захоронению в России. Но началась Первая Мировая война, он не смог добраться вовремя, и ее похоронили в Швейцарии.

Вернувшись на Родину , в свои Пенаты , Репин вызвал к себе дочь Веру и отменил все правила, установленные Натальей Борисовной.

Так началась его спокойная и тихая жизнь - как у всех.

Обе эти абсолютно разные женщины принесли в дар Великому художнику свои судьбы...