Как-то давно мы проводили собеседование с подростками. Мы не просили их принести портфолио и не спрашивали "почему вы хотите учиться у нас".
Перед нами сидели взрослые люди и разговаривали мы с ними как с взрослыми людьми.
Рассказали им о всей нашей системе и попросили их задавать вопросы. Из вопросов на самом деле было понятно больше, чем из их гипотетических ответов на наши вопросы.
Задавая вопросы, они расслабляются и не стараются отвечать правильно.
-У нас нет оценок, - сказала я и показала им наш дневник младшеклассников.
- У вас тут разные цвета? Значит, вместо оценок у вас определенный цвет?
- Нет, цвет просто для яркости. Можно было бы использовать и простой карандаш.
- А как тогда отличать хорошую работу от плохой?
-Это раскраски только за домашние задания.
-А если я плохо сделаю домашнее задание?
- Плохо почему? Не понял? Специально сделал неправильно?
-Нуууу… допустим, не понял.
-Значит, или плохо слушал, или плохо объяснили, будешь слушать лучше и научишься задавать вопросы, если не понятно.
-А если просто не сделал?
-Если ты просто не сделал, значит, уже на третьем разе ты заметишь, что от всех отстаешь, не понимаешь, и сделаешь выводы, пока не поздно.
- Не проще сразу поставить двойку?
- А это решит какую-то проблему? Кроме фиксации «ты не знаешь»? Наша цель – научиться, вы за этим сюда и придете. А что изменят двойки?
-Ну мы начнем бояться и будем учить.
- Из страха? То есть вы уверены, что вам это не нужно, но будете учить только потому, что боитесь?
- Почему сразу не нужно? Нужно. Но не хочется.
- Дожив до 12-13 лет, вы не будете делать то, что вам нужно, если вас за это не наказывать?
- Так, стоп. Да, нелогично как-то. Надо подумать… А если все-таки придет какой-то несознательный человек, который скажет «мне это все не нужно, я ничего делать не буду, меня родители заставили»?
- Тогда эту проблему мы будем решать с родителями, которые готовы платить за его обучение. Ведь у человека есть какая-то глубокая причина говорить и думать так. Именно эту причину нам всем вместе и важно будет понять и попробовать что-то с этим сделать.
Поговорили о том, что наша система освобождает время для дополнительных занятий. О том, что человеку в жизни необходим спорт. О том, как важно научиться планировать свое время, чтобы успевать все. О том, что наша система – это система для взрослого, разумного человека, который готов нести ответственность за свои поступки.
О том, как проходит расшколивание и как тяжело учиться без угрозы двойки. О том, как наши малыши все вместе после уроков ходят на скалодром - и физкультура, и все вместе, и весело. Спросила, куда они бы хотели ходить всей толпой.
О том, что наши школьники помимо учебных дней, приходят по субботам. Это так и называется – Семейные субботы. И о том, как это интересно – общаться не только классом (пять человек, ерунда какая), а всей школой, когда мелкие висят на старших и обращаются к ним за помощью, а старшие определяют тематику этих самых суббот, а проводив малышей, живут своей жизнью – кино, спектакли, проекты, игры…
Наша камерность оказалась нам только на руку.
Наши будущие дети оказались вполне способными думать, рассуждать и подчиняться правилам, которые у нас существуют. И, собственно, это и стало решающим в выборе «брать-не брать». Впрочем, и для них эта встреча была важна – они должны были знать, на что они идут, насколько им подходит все то, что составляет нашу сущность. И принять свое собственное решение.