Древность, фантастическая, неописуемая древность - вот ощущение, которое испытывает любой турист, посетивший Херсонес.
В этом (2020) году Херсонесу исполняется 2444 года!
Он переходил из рук в руки - им владели эллины, римляне, византийцы. Он устоял, обороняемый херсонитами, во множестве войн, и погиб от разорившей его торговой конкуренции.
В городе обитали купцы, воины, моряки, на протяжении 1800 лет.
Только вдумайтесь - почти два тысячелетия!
А окончательно последние жители покинули его в 1399 году. Финальную точку в существовании полиса Херсонес поставил темник Золотой орды, муж блистательной чингизидки Джанике Ханым, Едигей.
Но разорение города войском Едигея — не настоящая причина гибели города. К той поре он из крупного торгового порта уже превратился в бедное поселение, и, после поражения от Золотой орды, жители просто не стали отстраивать его в очередной раз - незачем. И ушли.
Так что же случилось с великолепным городом?
Вернемся на две с половиной тысячи лет назад.
Полуостров - тогда еще совсем не Крым, а Таврида, известен эллинам как некая земля на краю цивилизации, за которой, через пролив, простирается Колхида, а еще дальше на север живут племена людей с песьими головами.
Сам полуостров - по эллинским легендам - благословенное место, колыбель, созданная богами для воспитания своих детей - полубогов, рожденных от простых женщин. Для того, чтобы дети богов воспитывались и обучались в природных условиях, на полуострове было воссоздано все - горы, леса, степи, вулканы, реки, море. Таврида была обжита львами и медведями, именно здесь обитали мудрые кентавры, к которым был отправлен на учебу Геракл. Через Тавриду убегала от овода Ио, в Тавриде спасалась Ифигения, здесь был вход в подземное царство, и все чудеса мира случались или здесь, или поблизости... Но об этом поговорим в другой раз...
Поэтому эллины плыли к Тавриде, увидеть чудеса, побывать на дальних берегах, поторговать со странными племенами и народами.
Прикрытый горами Гераклейский полуостров, рядом удобная, закрытая от штормов бухта, сразу полюбились выходцам из Понтийской Гераклеи (ныне турецкий город Эрегли), и в 424 году до н.э. ими был заложен город. Не с нуля - здесь уже было поселение.
Херсонес расширялся, укреплялся, торговал и процветал. Подчинил себе Керкинитиду, поделил Тавриду между собой и Боспорским царством.
В самом расцвете, с предместьями, Херсонес по площади превышал нынешний Севастополь, или, например, нынешний Киев (Севастополь по площади больше Киева, это географический факт).
Триста лет почти мирной жизни и процветания прервались с приходом скифов. Херсонес потерял подчиненные ему города севера полуострова, Керкинитиду и Калос Лимен, но сам устоял, хотя и с трудом. Скифы обложили Херсонес, и херсониты запросили помощи у Митридата Евпатора.
Суровый царь Митридат VI Евпатор направил в Тавриду экспедиционный корпус, херсониты присоединились к нему как союзники, и совместными усилиями раскатали скифов в блин.
Помог Митридат не бесплатно - провозгласил себя царем Боспорского царства (то есть всея Крыма), и впервые Херсонес потерял самостоятельность, войдя в его состав на правах обычного полиса.
После смерти Митридата херсониты, как истинные купцы, начали искать выгодный союз, и нашли его в лице Рима. Юлий Цезарь принял город под свою руку, но играл с ним как хотел - то забирал в имперское подчинение, то дарил союзникам - боспорцам. То предоставлял самостоятельность, то отбирал ее назад.
Закончилась эта чехарда при императоре Октавиане Августе. Он решил, что хватит баловаться, и перевел Херсонес в прямое подчинение столице — Риму. Местные власти, Боспорское царство, остались ни с чем.
Приняв Крым под свою руку, Екатерина Великая не придумала, как мы видим, ничего нового, подчинив Севастополь напрямую столице империи.
Решение перейти под руку Рима оказалось достаточно дальновидным, так как даровало еще несколько веков спокойной жизни. В Херсонесе постоянно были расквартированы римские легионы, способные охладить любые горячие головы, а в бухте стояли боевые корабли римского флота.
В I веке нашей эры в Херсонес потянулись первые христиане. Здесь умер четвертый Папа Римский Климент I, автор Посланий к Коринфянам, а через тысячу лет после этого события из Херсонеса в Киев двинулось византийское посольство, и началось крещение Руси. Но история христианства в Крыму, история княжества Феодоро, история пещерных монастырей в Крымских горах - это немного другая история, и я про нее напишу в другой раз.
Вернемся к Херсонесу и его истории.
Богатый город постоянно был под пристальным вниманием врагов, желавших захватить и ограбить его. Но первому, за долгое время, этот подвиг удался киевскому князю Владимиру. Тем не менее, этот захват не стал для Херсонеса фатальным.
Закат начался позднее, после распада Византии, которой принадлежал Херсонес после римлян.
Город вошел в состав Трапезундской империи, и это стало первым шагом к финалу.
Владычество Трапезунда над Крымом было фатальным для полуострова. Неустойчивая, раздираемая гражданской войной, империя распалась, оставив на произвол судьбы и Херсонес и Феодоро.
И вот тут начинается закат тысячелетнего города.
На Южный берег Крыма обратили свое внимание генуэзцы. Ушлые купцы выкупили часть побережья, вместе с поселками, и основали свои поселения, с крепостями и рынками. Основали Солдайю, Фуну, и некоторые другие. Благодаря генуэзцам и работорговле расцвела Кафа (ныне Феодосия), со своим рынком быстро перегнавшая по товарообороту и населению даже Константинополь, не говоря про другие города Причерноморья.
Неподалеку от Херсонеса генуэзцы возвели свою крепость Чембало, ставшую первой в цепочке прибрежных крепостей, но у генуэзцев не хватило сил удерживать еще и Херсонес, и они сосредоточили усилия на Восточном Крыму.
Каждые 50 лет Херсонес атаковали.
Сначала на город наседала Золотая орда. В 1223 году полководцы Чингисхана, а в 1299 году — Ногай. Потом в 1363 пришел литовский князь Ольгерд, и ограбил до нитки, еще через полвека его преемник, князь Витовт, повторил грабеж.
Каждый раз город требовалось восстанавливать. И при всем этом Херсонес был нежелательным конкурентом Кафе, которая была куда лучше защищена.
И тогда генуэзские купцы поступили хитро — они приняли торговые льготы для негоциантов, приезжающих на рынок Кафы, и обложили дополнительным налогом порт Херсонеса.
И город начал пустеть. Торговля умирала, смысл существования исчез.
Полтора тысячелетия военный и торговый порт и город жил, выстояв против всех вызовов времени, и за пару десятков лет погиб из-за недобросовестной конкуренции.
В XV веке на месте бывшего огромного города и военной базы имперского подчинения осталось только нищее рыбацкое поселение, а потом исчезло и оно.
Еще через сто лет, в XVI веке, руины посетил польский дипломат и картограф Мартин Броневский. С грустью он написал:
Достойные удивления развалины очень явно свидетельствуют, что это был некогда великолепный, богатый и славный город греков, многолюдный и славный своею гаванью. Во всю ширину полуострова, от берега до другого, ещё и теперь возвышается высокая стена и башни многочисленные и большие из тёсаных огромных камней. Этот город стоит пуст и необитаем и представляет одни развалины и опустошение. Дома лежат во прахе и сравнены с землёй…