«Спаси себя и будет с тебя», - говорил Серафим Саровский. Нынешнему времени присущ «синдром Спасителя». Т. е. я занимаюсь спасением всех, кроме себя. А ведь Господь не это нам заповедовал. «Будьте святы, ибо Я свят». Святой значит другой или иной, т. е. нам нужно быть не такими, как все веселящиеся и строящие новые, большие житницы.
Желающим спастись нужно идти тесными вратами, взять с собой елей для светильников, не забыть одеться в брачную одежду, поменьше говорить «Господи, Господи», стараться быть «добрым самарянином». Да, да, хотя бы стараться, потому что реально кому-то помочь – это ой, как тяжело. Наилучшая проповедь – это наша жизнь. Ведь окружающие сразу замечают в нас изменения, как в лучшую сторону, так и в худшую. Работает один человек, не пьёт и не курит, на корпоративы не ходит, сплетни не разводит, матом не ругается, с подчинёнными обращается, как с членами своей семьи, жене (мужу) не изменяет, в карты и компьютер не играет. Это сразу бросается в глаза окружающим. « Да он какой-то не такой, скучный. Да как он вообще живёт? Какие радости у него в жизни?» – воскликнут, идущие широкими вратами. А у него как раз и большая всех радостей, причём радость у него настоящая, потому что от Бога. И он не разменяет достигнутое состояние души, ни на какие житейские мелочи: яхты, внедорожники, рестораны и отдых на островах.
Вот это и будет проповедь христианина, молчаливая, но на деле, а значит, и эффективная. Хорошо, что о. Андрей Ткачёв затронул и не совсем радостную сторону медали, т. е. проповеди, а именно равнодушие и непонимание.
И к этому нужно отнестись с терпением пониманием. Вспомнился эпизод из жизни лаврских монахов. Их поочерёдно отправляли служить на дальние приходы. Так вот, один из священников делился с собратом о специфике службы на приходе. Вроде Бог один, священник каноничный, служба по уставу, люди, в принципе одинаковые везде (плюс/минус), а на Литургии и после неё необъяснимая тяжесть внутри. В общем, тяжело служить там, почему-то…. Почему? И вот один раз во время службы священник неожиданно для себя обернулся и посмотрел на прихожан. Увидел он холодные взгляды пустых глаз, как будто и не на Литургии они, а случайно встретились на улице, в узком переулке. «Да, отец, разбаловались мы у себя в Лавре. Народ, т. е. паломники уже по определению глубоко верующие и воцерковлённые, и на службе у нас лёгкость от соборной молитвы, и глаза у всех сияющие, и взгляды ясные и доброжелательные, а на «дальних кордонах» всё наоборот, тяжело, как первые шаги после длительной болезни. Там и молиться, как бы заново учишься. Это такие «курсы повышения квалификации».
Людям нужны примеры, хорошо бы личные, так человек может ближе расположиться к проповеднику. Конечно, ответ на сложившуюся ситуацию или вопрос нужно искать в Евангелии, а также вспомнить житие Святого, у которого нечто похожее было в земной жизни. Но у обычного человека примеры из жизни Святых могут «не прижиться». «То Святые, а то я. Где Они, и где я». Т. е. вопрошаемому нужно дать «пищу» полегче.
Возможно, личный опыт священника, т. е. обычного грешного человека, или услышанный пример могут утешить и вразумить человека. Есть простой способ проверить это опытным путём. Нужно собрать несколько человек вокруг себя, и предложить им сделать то, что вы им скажите. Только сделать это нужно будет быстро, и, «как бы не задумываясь».
Начинаем. Вы им показываете указательный палец, и одновременно просите их показать вам большой палец. 99% покажут указательный, хотя вы их просили показать большой. Мораль той басни такова: сколько бы ты не рассказывал и не заливался курским соловьем, как нужно жить и спасаться – они тебя не услышат, а вот когда ты им покажешь личным примером – они это выполнят, «как бы не задумываясь».
Ведь приходит человек к « сеятелю » услышать слово. Слово истинны, слово правды, слово понимания и сочувствия. Люди видят и чувствуют, как говорится проповедь: «для галочки» или по-настоящему; с отеческой любовью или « Я один, а Вас много»; как внимательный педагог или, как магнитофон.
Подписывайтесь на канал! Да хранит Вас Господь!
Продолжение следует.... Часть 3