Найти в Дзене
Музыка нас связала

Владимир Сорокин, не писатель

Интереснее концертов в клубе только люди. Артисты, завсегдатаи, персонал, случайные посетители. И странные персонажи, которые неизбежно начинают «заводиться» вокруг таких мест культурной силы. Петербург в принципе богат на странных людей. Наверное, по причине сумасшедшего климата, общей неуместности города в этом месте и культурного бэкграунда. Все же не зря старались над образом города Достоевский, Блок и Хармс. А когда в городе открывается место той или иной степени маргинальности, все эти кочующие странные люди начинают слетаться на огонёк или на стакан. В "Платформу" захаживали очень разные персонажи. Но один из тех, кто запомнился особенно хорошо - помятый и вечно пьяный человек неопределенного возраста. С длинными засаленными волосами и презрительным выражением лица. Такое лицо часто встречается у людей гордых и самодостаточных, которые в силу обстоятельств попадают не в самые лучшие жизненные обстоятельства. Он как-то один раз вместе с большой компанией зашел в клуб, оказал

Интереснее концертов в клубе только люди. Артисты, завсегдатаи, персонал, случайные посетители. И странные персонажи, которые неизбежно начинают «заводиться» вокруг таких мест культурной силы.

Петербург в принципе богат на странных людей. Наверное, по причине сумасшедшего климата, общей неуместности города в этом месте и культурного бэкграунда. Все же не зря старались над образом города Достоевский, Блок и Хармс.

А когда в городе открывается место той или иной степени маргинальности, все эти кочующие странные люди начинают слетаться на огонёк или на стакан.

Даниил Хармс, немало сделавший для формирования безумного образа Петербурга
Даниил Хармс, немало сделавший для формирования безумного образа Петербурга

В "Платформу" захаживали очень разные персонажи. Но один из тех, кто запомнился особенно хорошо - помятый и вечно пьяный человек неопределенного возраста. С длинными засаленными волосами и презрительным выражением лица. Такое лицо часто встречается у людей гордых и самодостаточных, которые в силу обстоятельств попадают не в самые лучшие жизненные обстоятельства.

Он как-то один раз вместе с большой компанией зашел в клуб, оказался за столом с владельцами и близким кругом, и как-то быстро со всеми перезнакомился. Таким образом, получил возможность заходить уже самостоятельно и сразу вписываться за главный стол.

Стол, естественно, был полон прежде всего напитков. В "Платформе" мы вообще пили много и с азартом. Больше всех директор Кабанов. Правда, удивительным образом это ни разу не помешало ему, как бы поздно м не засиживались, приходить абсолютно трезвым и вменяемым на работу к 9-10 часам утра.

Алкоголь и ритуалы его совместного потребления с гостями, артистами, друзьями являлся на самом деле большой частью работы, как бы ни странно это звучало в наш ЗОЖ-ВОЗ-крафтовый век.

Именно тогда, наверное, были заложены главные творческие и деловые связи, которые выручают меня до сих пор. Не только они конечно выручают, мы не стоим на месте и развиваемся. Но собеседники-собутыльники тех лет - до сих пор находятся где-то на расстоянии вытянутой руки.

В общем, в эти ежевечерние ритуалы естественным образом вписался этот немолодой и вечно пьяный человек с немытыми волосами и большой овчаркой, которая всегда следовала за ним. От нас ему естественно было нужно выпить. Но не меньше чем выпить, - поговорить.

Звали этого человека Володя Сорокин. И рассказывал он много всего интересного, потому что, как он сам себя рекомендовал, давно находился в богемной тусовке Петербурга.

Я, естественно, делил все его рассказы на 10, списывая на пьяные горячечные фантазии, в которых крупицы реальности растворились в литрах фантазий.

Сорокин времен "Виртуозов вселенной", скрин из клипа режиссера Жоры Баранова
Сорокин времен "Виртуозов вселенной", скрин из клипа режиссера Жоры Баранова

Однажды Сорокин решил серьезно со мной поговорить, так как выяснил наконец для себя, что я являюсь арт-директором клуба и определяю всю его концертную программу.

Сорокин подошел ко мне с крайне неожиданным предложением. Он объявил, что является создателем культовой петербургской группы "Голубые пида..асы" и хочет сделать в "Платформе" концерт. По его словам группа, несмотря на всю свою культовость, не играла много лет и обещал мне громкий камбэк.

Можете ли вы представить мое замешательство? Пьяный, грязный, в целом неадекватный человек предлагает мне сделать не просто концерт, а концерт группы вот с таким вот названием! Ту мач даже по тем временам, когда ни о какой цензуре не было и речи.

Я как-то вежливо самоустранился, обещав подумать, но Сорокин был неумолим и преследовал меня с этой идеей еще несколько вечеров.

Я держался как мог, но для очистки совести решил навести справки и обратился к Севе Гаккелю, легендарному музыканту, участнику раннего "Аквариума" и основателю самого важного альтернативного клуба в городе "Там-Там". Слегка стесняясь, ибо Сева человек крайне интеллигентный и не принимающий никаких матерных высказываний, я спросил у него и про Сорокина и про "Голубых пида...асов". Каково же было мое удивление, когда я увидел горящие глаза Гаккеля и услышал длиннющую хвалебную речь и вы адрес этого коллектива и в адрес самого Володи Сорокина.

По словам Севы это было чуть ли не лучшее, что в принципе случилось в петербургской музыке. Его мнение было однозначно - такой концерт надо делать обязательно.

Сева Гаккель
Сева Гаккель

Это же подтвердил мне и еще один видный культурный деятель Петербурга Леша Плюснин. Кроме прочего, он рассказал мне о том, что раньше эта группа называлась менее скандально, но более претенциозно - "Виртуозы вселенной". В остальном он разделял энтузиазм Гаккеля.

Алексей Плюснин
Алексей Плюснин

Тут я вспомнил еще один забавный эпизод, случившийся со мной лет за десять до описываемых событий. Ко мне, совсем еще молодому человеку, возле магазина на районе, где я жил, подошел совершенно пьянючий мужик в майке и трениках и предложил купить за 10 рублей (вообще слезы по тем временам) фирменный компакт-диск "Сержанта Пеппера". Диск я, конечно, купил. По-моему, это единственный альбом The Beatles в моей коллекции. А продавец успел мне рассказать, что находится во временном затруднении. А на самом деле он гитарист великого ансамбля "Виртуозы вселенной".

В общем, все обстоятельства и знаки вселенной складывались в то, что концерту быть. К тому же я представил какая чумовая получится афиша события для непосвященных слушателей: "В. Сорокин и Голубые Пида...асы". Ведь именно в тот год писатель Владимир Сорокин издал свое "Голубое сало". Ассоциации были неизбежны.

К огромному моему сожалению, когда я уже был полностью готов к этой прекрасной авантюре, Сорокин перестал ходить в "Платформу". И, кажется, в скором времени, покинул наш свет.

Много лет спустя я нашел "Вконтакте" две-три песни этого коллектива, очень загадочные и жутко записанные. А еще через какое-то время прочитал в книге Павла Крусанова и еще где-то в интернете о том, что Владимир Сорокин был личностью уникальной и незаурядной - учителем для всей культурной тусовки, другом и наставником Курехина, чуть ли не автором идеи "Поп-Механики" и так далее и тому подобное.

Сергей Курехин, ученик Владимира Сорокина
Сергей Курехин, ученик Владимира Сорокина

Так что настоящих героев, как оказалось, можно встретить в любую секунду, в любом месте и в любом обличьи. И старайтесь никогда не проходить мимо тех, кто кажется вам полным маргиналом. По крайней мере, не уходите сразу - послушайте, прислушайтесь, поймайте знаки свыше.

Если вы дочитали эту статью с удовольствием, буду рад видеть вас среди своих подписчиков. И буду признателен за ваш палец вверх. Всегда готов ответить на ваши комментарии.