Только 11 марта в середине дня выложили итоговый вариант изменений, который в тот же день уже приняли и теперь, насколько я понимаю, остаётся только подпись президента.
По телевизору и не только все говорили, что поправки нужны для того, чтобы сделать меньше полномочий у Президента. Гипер-централизация власти — это плохо, с этим я согласен. Но стало ли в новой версии Конституции у Президента меньше полномочий? Ответ на этот вопрос ниже.
Спойлер: нет... (для тех кому интересно можете сразу идти к статье 83 и пунктам: б, б.1, в.1, д.1, е, е.1, е.3, е.4)
Это довольно длинный текст о том как изменить много, но изменить мало и только то, что действительно хотели изменить.
А вот сам итоговый текст того, что реально изменилось.
Теперь про методологию.
- Для краткости текста везде были заменены длинные часто встречающиеся названия, например, "Российская Федерация" на "РФ". Полный список таких изменений в самом верху файла.
- В старой конституции встречается слово "Президент" без принадлежности к стране, а в новой версии только вариант "Президент РФ". Но и так всем понятно о каком президенте идёт речь в Конституции РФ. Поэтому все эти и похожие изменения были приведены к единому короткому виду. Список таких изменений в самом верху файла.
- Замена слов на похожие с тем же смыслом были приравнены, например, "имеет право" = "вправе".
- Перестановка, добавление и убирание слов, знаков припинания и предлогов, без изменения смысла и замена одних слов другими такими же по смыслу, приравнены. Например:
Было: Предложение о кандидатуре Председателя Правительства вносится не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента...
Стало: Представление по кандидатуре Председателя Правительства вносится в ГД Президентом не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента...
Вы увидите ещё похожие примеры, когда будете читать все правки и сравнивать их с тем что было.
Что ещё было принято не считать за изменения?
- Государственная власть была везде переименована в публичную власть.
- Местами добавилось упоминание информационных технологий и цифровых данных.
- В 6 местах слово в слово была добавлена длинная формулировка "не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства". Ещё в 4-х местах она слегка видоизменена. Итого 10 раз написано одно и то же. Это мы тоже не считаем за изменение.
- Там где был Совет Федерации во многих местах теперь сенаторы РФ.
Итак, начнём разбирать по порядку только то что изменилось и то что действительно важно выделить из всех изменений.
Глава 3. Федеративное устройство
Статья 67: Ничего интересного. Как будто раньше РФ не защищала и/или не имела право защищать свою территориальную целостность и суверинитет или создавать новые федеральные территории.
Добавилась статья Статья 67.1. В ней говорится про то, что РФ является правопримеником СССР, про традиции и веру в Бога, про защитников Отечества, про детей. Занятно, что эта статья находится в главе "Федеративное устройство". Каким образом традиции, вера в бога, память о защитниках Отечества, семейное воспитание и остальное относится к федеративному устройству я не понял...
Статья 68: В части 1 добавилось уточнение и странная формулировка "язык государствообразующего народа".
Статья 70: Федеральные органы теперь могут находиться не в Москве.
Статья 71: В ведении РФ находится установление ограничений для замещения государственных и муниципальных должностей, должностей государственной и муниципальной службы, в том числе ограничений, связанных с наличием гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства, а также ограничений, связанных с открытием и наличием счетов (вкладов), хранением наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ.
А до этого, видимо, ограничения для замещения всех вышеперечисленных должностей определял госдеп.
Статья 72: Теперь в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:
- сельское хозяйство;
- обеспечение оказания доступной и качественной медицинской помощи, сохранение и укрепление общественного здоровья, создание условий для ведения здорового образа жизни, формирования культуры ответственного отношения граждан к своему здоровью;
- защита института брака как союза мужчины и женщины;
- создание условий для достойного воспитания детей в семье, а также для осуществления совершеннолетними детьми обязанности заботиться о родителях;
Статья 75: Добавились пункты, коротко:
- Уважение труда граждан и защита их прав;
- Минимальный размер оплаты труда не ниже прожиточного минимума;
- Прописали то как работает пенсионная система сейчас (принцип солиданости — когда из взносов трудоспособного населения формируются пенсии и пособия для нетрудоспособного населения);
- Индексация пенсий и социальных пособий не реже раза в год;
Тут забавно ещё то, что в Конституции написано, что должна поддерживаться эффективная работа пенсионной системы. Приказываю быть эффективным!
Статья 79: Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров РФ в их истолковании, противоречащем Конституции, не подлежат исполнению в РФ.
Глава 4. Президент Российской Федерации
Статья 80: Президент в установленном Конституцией порядке поддерживает гражданский мир и согласие в стране.
Статья 81: Реньше было ограничение для тех, кто хочет стать Президентом, гражданин РФ должен был непрерывно проживать на территории РФ минимум 10 лет, а теперь 25 лет; Убрали оговорку "подряд" в пункте про количество допустимых сроков президентства;
Далее добавился пункт, который я боюсь интерпретировать неправильно, поэтому просто вставляю его как есть:
Положение части 3 статьи 81 Конституции, ограничивающее число сроков, в течение которых одно и то же лицо может занимать должность Президента, применяется к лицу, занимавшему и (или) занимающему должность Президента, без учета числа сроков, в течение которых оно занимало и (или) занимает эту должность на момент вступления в силу поправки к Конституции, вносящей соответствующее ограничение, и не исключает для него возможность занимать должность Президента в течение сроков, допустимых указанным положением.
Кажется, это тот самый пункт, предложенный Терешковой для того, чтобы у нынешнего Президента была возможность избираться ещё на 2 срока.
Статья 83: Президент Российской Федерации:
б) Осуществляет общее руководство Правительством РФ.
б.1) Утверждает по предложению Председателя Правительства структуру федеральных органов исполнительной власти, вносит в нее изменения; в структуре федеральных органов исполнительной власти определяет органы, руководство деятельностью которых осуществляет Президент, и органы, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ.
в.1) Принимает отставку Председателя Правительства, заместителей Председателя Правительства, федеральных министров, а также руководителей федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент.
д) Раньше заместитель Председателя Правительства назначался по предложению Председателя Правительства, а теперь ГД утверждает эти кандидатуры.
д.1) Назначает и освобождает от должности руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности.
е) Раньше Президент представлял Совету Федерации кандидатуры судей Конституционного Суда и судей Верхового Суда, а теперь ещё представляет кандидатуры Председателя Конституционного Суда и его заместителя, Председателя Верховного Суда РФ и его заместителей.
Раньше Президент назначал "судей других федеральных органов", а теперь ещё назначает и председателей и заместителей председателей (скорее всего других федеральных органов, написано непонятно).
е.1) Это один из самых интересных пунктов!
Раньше Генерального прокурора и его заместителя назначал Совет Федерации по представлению Президента, а теперь их назначает Президент, а Совет Федерации консультирует (поменялись роли).
Раньше президент мог назначать и особождать от должности только прокуроров субъектов РФ, а теперь ещё и прокуроров военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов РФ. И назначает на должность и освобождает от должности иных прокуроров, для которых такой порядок назначения и освобождения от должности установлен федеральным законом.
е.3) В случае если Председатель КС, заместитель Председателя КС и судья КС, Председатель Верховного Суда РФ, заместитель Председателя Верховного Суда РФ и судья Верховного Суда РФ, председатель, заместитель председателя и судя кассационного и апелляционного судов накосячит, то Президент теперь имеет право внести в Совет Федерации представление о прекращении их полномочий.
е.4) Раньше Совет Федерации мог назначить на должности Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты. А теперь она может это делать только по представлению Президента.
Раньше Государственная Дума могла назначить на должность заместителя Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты. А теперь она может делать это только по представлению Президента.
Итого 100% числа аудиторов Счётной палаты и Председатель с заместителем Счётной палаты будут назначаться по представлению Президента.
е.5) В этом пункте единственное упоминание Государственного Совета. Это новый орган, который формирует Президент.
ж) В этом пункте уточняется, что именно при помощи Совета Безопасности Президент будет обеспечивать то, что он должен обеспечивать по изменённому пункту 2 статьи 80.
Добавилась статья Статья 92.1: Бывший Президент теперь имеет неприкосновенность. Бывший президент может быть лишен неприкосновенности в порядке, предусмотренном статьей 93 Конституции.
Глава 5. Федеральное Собрание
Статья 95: Теперь в Конституции написано, что Совет Федерации состоит из сенаторов, кажется так и было раньше, они лишь прописали это тут.
Теперь бывший Президент может стать сенатором бессрочно. А ещё бессрочно сенаторами могут быть назначены "граждане, имеющие выдающиеся заслуги перед страной в сфере государственной и общественной деятельности".
Статья 102:
1. К ведению Совета Федерации относится:
е) Лишение неприкосновенности бывшего Президента.
ж) Коррелирующий пункт с пунктом е статьи 83.
з) Коррелирующий пункт с пунктом е.1 статьи 83.
и) Коррелирующий пункт с пунктом е.4 статьи 83.
к) Коррелирующий пункт с пунктом д.1 статьи 83.
л) Коррелирующий пункт с пунктом е.3 статьи 83.
м) Заслушивание ежегодных докладов Генерального прокурора РФ о состоянии законности и правопорядка в РФ.
Статья 103:
1. К ведению ГД относятся:
а.1) Коррелирующий пункт с пунктом д статьи 83.
д) Коррелирующий пункт с пунктом е.4 статьи 83.
Глава 6. Правительство Российской Федерации
Статья 112:
2. Раньше Председатель Правительства предлагал кандидатуры на должности заместителей Председателя Правительства и федеральных министров Президенту, а теперь предлагает Государственной Думе.
3. Заместители Председателя Правительства и федеральные министры, кандидатуры которых утверждены ГД, назначаются на должность Президентом. Президент не вправе отказать в назначении на должность заместителей Председателя Правительства и федеральных министров, кандидатуры которых утверждены ГД.
Странная схема.
Раньше было: Председатель Правительства -> Президент.
Теперь стало: Председатель Правительства -> Гос Дума -> Президент.
Статья 113: Теперь Председатель Правительства несет персональную ответственность перед Президентом за осуществление возложенных на Правительство РФ полномочий.
Статья 114: Про экологию написано больше, чем про всё остальное. Мне кажется, что все добавленные пункты из этой статьи должны быть в федеральном законе, а не в Конституции.
Глава 7. Судебная власть и прокуратура
Статья 129:
3. Коррелирующий пункт с пунктом е.1 статьи 83.
Если заметили неточности, то прошу в комментариях указать на них.