Найти тему
Не Инвестор

Обзор самых важных изменений Конституции РФ

Оглавление

Только 11 марта в середине дня выложили итоговый вариант изменений, который в тот же день уже приняли и теперь, насколько я понимаю, остаётся только подпись президента.

По телевизору и не только все говорили, что поправки нужны для того, чтобы сделать меньше полномочий у Президента. Гипер-централизация власти — это плохо, с этим я согласен. Но стало ли в новой версии Конституции у Президента меньше полномочий? Ответ на этот вопрос ниже.

Спойлер: нет... (для тех кому интересно можете сразу идти к статье 83 и пунктам: б, б.1, в.1, д.1, е, е.1, е.3, е.4)

Это довольно длинный текст о том как изменить много, но изменить мало и только то, что действительно хотели изменить.

Вот страница законопроекта

А вот сам итоговый текст того, что реально изменилось.

Теперь про методологию.

  1. Для краткости текста везде были заменены длинные часто встречающиеся названия, например, "Российская Федерация" на "РФ". Полный список таких изменений в самом верху файла.
  2. В старой конституции встречается слово "Президент" без принадлежности к стране, а в новой версии только вариант "Президент РФ". Но и так всем понятно о каком президенте идёт речь в Конституции РФ. Поэтому все эти и похожие изменения были приведены к единому короткому виду. Список таких изменений в самом верху файла.
  3. Замена слов на похожие с тем же смыслом были приравнены, например, "имеет право" = "вправе".
  4. Перестановка, добавление и убирание слов, знаков припинания и предлогов, без изменения смысла и замена одних слов другими такими же по смыслу, приравнены. Например:
    Было: Предложение о кандидатуре Председателя Правительства вносится не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента...
    Стало: Представление по кандидатуре Председателя Правительства вносится в ГД Президентом не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента...
    Вы увидите ещё похожие примеры, когда будете читать все правки и сравнивать их с тем что было.

Что ещё было принято не считать за изменения?

  • Государственная власть была везде переименована в публичную власть.
  • Местами добавилось упоминание информационных технологий и цифровых данных.
  • В 6 местах слово в слово была добавлена длинная формулировка "не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства". Ещё в 4-х местах она слегка видоизменена. Итого 10 раз написано одно и то же. Это мы тоже не считаем за изменение.
  • Там где был Совет Федерации во многих местах теперь сенаторы РФ.

Итак, начнём разбирать по порядку только то что изменилось и то что действительно важно выделить из всех изменений.

Глава 3. Федеративное устройство

Статья 67: Ничего интересного. Как будто раньше РФ не защищала и/или не имела право защищать свою территориальную целостность и суверинитет или создавать новые федеральные территории.

Добавилась статья Статья 67.1. В ней говорится про то, что РФ является правопримеником СССР, про традиции и веру в Бога, про защитников Отечества, про детей. Занятно, что эта статья находится в главе "Федеративное устройство". Каким образом традиции, вера в бога, память о защитниках Отечества, семейное воспитание и остальное относится к федеративному устройству я не понял...

Статья 68: В части 1 добавилось уточнение и странная формулировка "язык государствообразующего народа".

Статья 70: Федеральные органы теперь могут находиться не в Москве.

Статья 71: В ведении РФ находится установление ограничений для замещения государственных и муниципальных должностей, должностей государственной и муниципальной службы, в том числе ограничений, связанных с наличием гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства, а также ограничений, связанных с открытием и наличием счетов (вкладов), хранением наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ.
А до этого, видимо, ограничения для замещения всех вышеперечисленных должностей определял госдеп.

Статья 72: Теперь в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:

  • сельское хозяйство;
  • обеспечение оказания доступной и качественной медицинской помощи, сохранение и укрепление общественного здоровья, создание условий для ведения здорового образа жизни, формирования культуры ответственного отношения граждан к своему здоровью;
  • защита института брака как союза мужчины и женщины;
  • создание условий для достойного воспитания детей в семье, а также для осуществления совершеннолетними детьми обязанности заботиться о родителях;

Статья 75: Добавились пункты, коротко:

  • Уважение труда граждан и защита их прав;
  • Минимальный размер оплаты труда не ниже прожиточного минимума;
  • Прописали то как работает пенсионная система сейчас (принцип солиданости — когда из взносов трудоспособного населения формируются пенсии и пособия для нетрудоспособного населения);
  • Индексация пенсий и социальных пособий не реже раза в год;

Тут забавно ещё то, что в Конституции написано, что должна поддерживаться эффективная работа пенсионной системы. Приказываю быть эффективным!

Статья 79: Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров РФ в их истолковании, противоречащем Конституции, не подлежат исполнению в РФ.

Глава 4. Президент Российской Федерации

Статья 80: Президент в установленном Конституцией порядке поддерживает гражданский мир и согласие в стране.

Статья 81: Реньше было ограничение для тех, кто хочет стать Президентом, гражданин РФ должен был непрерывно проживать на территории РФ минимум 10 лет, а теперь 25 лет; Убрали оговорку "подряд" в пункте про количество допустимых сроков президентства;

Далее добавился пункт, который я боюсь интерпретировать неправильно, поэтому просто вставляю его как есть:

Положение части 3 статьи 81 Конституции, ограничивающее число сроков, в течение которых одно и то же лицо может занимать должность Президента, применяется к лицу, занимавшему и (или) занимающему должность Президента, без учета числа сроков, в течение которых оно занимало и (или) занимает эту должность на момент вступления в силу поправки к Конституции, вносящей соответствующее ограничение, и не исключает для него возможность занимать должность Президента в течение сроков, допустимых указанным положением.

Кажется, это тот самый пункт, предложенный Терешковой для того, чтобы у нынешнего Президента была возможность избираться ещё на 2 срока.

Статья 83: Президент Российской Федерации:

б) Осуществляет общее руководство Правительством РФ.

б.1) Утверждает по предложению Председателя Правительства структуру федеральных органов исполнительной власти, вносит в нее изменения; в структуре федеральных органов исполнительной власти определяет органы, руководство деятельностью которых осуществляет Президент, и органы, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ.

в.1) Принимает отставку Председателя Правительства, заместителей Председателя Правительства, федеральных министров, а также руководителей федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент.

д) Раньше заместитель Председателя Правительства назначался по предложению Председателя Правительства, а теперь ГД утверждает эти кандидатуры.

д.1) Назначает и освобождает от должности руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности.

е) Раньше Президент представлял Совету Федерации кандидатуры судей Конституционного Суда и судей Верхового Суда, а теперь ещё представляет кандидатуры Председателя Конституционного Суда и его заместителя, Председателя Верховного Суда РФ и его заместителей.
Раньше Президент назначал "судей других федеральных органов", а теперь ещё назначает и председателей и заместителей председателей (скорее всего других федеральных органов, написано непонятно).

е.1) Это один из самых интересных пунктов!

Раньше Генерального прокурора и его заместителя назначал Совет Федерации по представлению Президента, а теперь их назначает Президент, а Совет Федерации консультирует (поменялись роли).

Раньше президент мог назначать и особождать от должности только прокуроров субъектов РФ, а теперь ещё и прокуроров военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов РФ. И назначает на должность и освобождает от должности иных прокуроров, для которых такой порядок назначения и освобождения от должности установлен федеральным законом.

е.3) В случае если Председатель КС, заместитель Председателя КС и судья КС, Председатель Верховного Суда РФ, заместитель Председателя Верховного Суда РФ и судья Верховного Суда РФ, председатель, заместитель председателя и судя кассационного и апелляционного судов накосячит, то Президент теперь имеет право внести в Совет Федерации представление о прекращении их полномочий.

е.4) Раньше Совет Федерации мог назначить на должности Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты. А теперь она может это делать только по представлению Президента.
Раньше Государственная Дума могла назначить на должность заместителя Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты. А теперь она может делать это только по представлению Президента.
Итого 100% числа аудиторов Счётной палаты и Председатель с заместителем Счётной палаты будут назначаться по представлению Президента.

е.5) В этом пункте единственное упоминание Государственного Совета. Это новый орган, который формирует Президент.

ж) В этом пункте уточняется, что именно при помощи Совета Безопасности Президент будет обеспечивать то, что он должен обеспечивать по изменённому пункту 2 статьи 80.

Добавилась статья Статья 92.1: Бывший Президент теперь имеет неприкосновенность. Бывший президент может быть лишен неприкосновенности в порядке, предусмотренном статьей 93 Конституции.

Глава 5. Федеральное Собрание

Статья 95: Теперь в Конституции написано, что Совет Федерации состоит из сенаторов, кажется так и было раньше, они лишь прописали это тут.

Теперь бывший Президент может стать сенатором бессрочно. А ещё бессрочно сенаторами могут быть назначены "граждане, имеющие выдающиеся заслуги перед страной в сфере государственной и общественной деятельности".

Статья 102:
1. К ведению Совета Федерации относится:
е) Лишение неприкосновенности бывшего Президента.
ж) Коррелирующий пункт с пунктом
е статьи 83.
з) Коррелирующий пункт с пунктом
е.1 статьи 83.
и) Коррелирующий пункт с пунктом
е.4 статьи 83.
к) Коррелирующий пункт с пунктом
д.1 статьи 83.
л) Коррелирующий пункт с пунктом
е.3 статьи 83.
м) Заслушивание ежегодных докладов Генерального прокурора РФ о состоянии законности и правопорядка в РФ.

Статья 103:
1. К ведению ГД относятся:
а.1) Коррелирующий пункт с пунктом
д статьи 83.
д) Коррелирующий пункт с пунктом
е.4 статьи 83.

Глава 6. Правительство Российской Федерации

Статья 112:

2. Раньше Председатель Правительства предлагал кандидатуры на должности заместителей Председателя Правительства и федеральных министров Президенту, а теперь предлагает Государственной Думе.

3. Заместители Председателя Правительства и федеральные министры, кандидатуры которых утверждены ГД, назначаются на должность Президентом. Президент не вправе отказать в назначении на должность заместителей Председателя Правительства и федеральных министров, кандидатуры которых утверждены ГД.

Странная схема.
Раньше было: Председатель Правительства -> Президент.
Теперь стало: Председатель Правительства -> Гос Дума -> Президент.

Статья 113: Теперь Председатель Правительства несет персональную ответственность перед Президентом за осуществление возложенных на Правительство РФ полномочий.

Статья 114: Про экологию написано больше, чем про всё остальное. Мне кажется, что все добавленные пункты из этой статьи должны быть в федеральном законе, а не в Конституции.

Глава 7. Судебная власть и прокуратура

Статья 129:
3. Коррелирующий пункт с пунктом
е.1 статьи 83.

Если заметили неточности, то прошу в комментариях указать на них.