Рассказ пойдет о том, как и в каких случаях любой гражданин почти наверняка столкнется с обманом со стороны ГИБДД. Сразу хочется оговорить, что не будет ни домыслов ни фантазий. Все, о чем будет рассказано имело и имеет место быть в нашей повседневной жизни, и взято из опыта профессиональной деятельности (более чем за 10 лет). Всё повествование пойдет про деятельность ГИБДД и УГИБДД по Новосибирской области, но будет ограничено сферой регистрации транспортных средств и переоборудования. Но на примере этой деятельности можно полностью сложить мнение о принципах работы и мышлении при принятии того или иного решения. Уверяю, что после прочтения данной статьи Вам станет не по себе от масштабов и способов обмана, применяемых манипуляций и откровенного произвола. Но я не буду убеждать Вас, что все тоже самое творится и в вашем регионе. Все лежит на поверхности, стоит только копнуть.
Приведу самый яркий и старый пример работы органов УГИБДД по Новосибирской области. Далекий 2008 год, 24.11.2008 МВД России принимает приказ N 1001 (о порядке регистрации транспортных средств), одним из нововведений которого стала возможность регистрации транспортного средства в любом регистрационном подразделении региона, не зависимо от района регистрации собственника. Чтобы было понятно, в те далекие времена не было единой базы по регистрации транспорта как сейчас. В каждом районом регистрационном подразделении ГИБДД был сервер, на котором хранилась информация о машинах и собственниках. А если ломался сервер, то его увозили на ремонт и подразделение могло не работать по техническим причинам даже недели. В те годы в соответствии с приказом МВД РФ от 27.01.2003 N 59, собственник для регистрации и снятия с учета автомобиля должен был обратиться в тот район где прописан. И это не всегда было удобно и практично, особенно это касалось юридических лиц. Поскольку их юридический адрес редко совпадал с фактическим местонахождением техники (автомобилей, прицепов и т.д.). Особенно если автопарк насчитывал десятки, а порой даже сотни автомобилей. Руководители таких организаций готовы были платить деньги, чтобы не гонять весь этот автопарк туда сюда по городу или же вовсе гнать его куда-то в область. В таких случаях всегда находился выход. Руководитель организации (которая готова потратить деньги, реже имеющая покровительство) писал письмо на начальника областного управления Госавтоинспекции с просьбой проведения регистрационных действий в подразделении, находящемся в непосредственной близости. Начальник Управления ГИБДД, его зам или начальник ОТНиРЭР (отдел технического надзора и регистрационно-экзаменационной работы) ставил визу на таком заявлении, и начальник районного РЭО не мог отказать в проведении регистрационных действий. Более того, человеку, пришедшему с такой визой, всегда оказывалось всяческое содействие. К примеру, выделялся сотрудник, который ехал и осматривал автомобили прямо на базе, а потом данные автомобили оформлялись без очереди и всяких проволочек. А то что в те времена юридическому лицу приходилось пройти все семь кругов ада чтобы зарегистрировать или снять с учета автомобиль знают только те, кто это проходил. Представителю юр. лица приходилось порой десятки раз обращаться, отстаивая по пол дня, а то и больше в очереди и зачастую получая устный отказ без должных на то оснований (то точка не круглая, то запятая не там).
Углубился в детали и немного ушел от самого повествования. Так вот если вы поняли, помощь в те докризисные времена нужна была всем, и все не скупились за нее рассчитываться с сотрудниками ГИБДД. И тут вдруг как обухом по голове, новый приказ упрощающий немного процедуру регистрации транспорта…. Первое ощущение управления ГИБДД – ШОК. Ведь теперь к ним перестанут идти за разрешениями, такое допустить УГИБДД никак не могло. В конце 2008 года руководство ГИБДД по Новосибирской области проводит сбор личного состава всех подразделений РЭО области. В ходе сбора проводится смотр и сдача зачетов по знанию нового приказа. НО - ЕСТЬ ОДНО НО…. Зачеты на знание приказа приняты, но с трибуны руководитель ОТН и РЭР провозглашает: приказ МВД 1001 – для НАС, А ВЫ БУДЕТЕ ДЕЛАТЬ ТО, ЧТО МЫ ВАМ СКАЖЕМ. Так собственно и получилось, было дано негласное указание отправлять граждан и юридических лиц по-прежнему в подразделения по месту регистрации. Инспекторам на приеме приходилось выкручиваться перед заявителями, отправляя их в другие подразделения, а к начальнику РЭО продолжали приходить люди, направленные из УГИБДД, только уже без заявлений с визами. При этом если на сотрудника ГИБДД поступала жалоба от гражданина, что его не приняли, а отправили в другое подразделение то инициировалась служебная проверка и даже наказание «нерадивого» сотрудника – ведь зачеты по знанию приказа сдавали все… Таким способом ГИБДД проработало до осени 2010 года – только тогда УГИБДД Новосибирской области позволило сотрудникам работать по приказу 1001.
На этом завершу первую часть повествования. В следующей части перейду к более современным реалиям и трудностям, которые образовались в жизни всех автомобилистов нашей родины. И как в сложившейся ситуации органы ГИБДД создавали клещи, сжимающие горло и простым автомобилистам и юр лицам, вовлеченным в сферу автомобильных перевозок.
Оценивайте статью и делитесь опытом общения с ГАИ, рассказывайте о ситуациях, с которыми вы сталкивались в этот период.