Найти тему
ПРИВЕТ, РОДИТЕЛЬ!

КАК УЛУЧШИТЬ ПОВЕДЕНИЕ СДВГ-ДЕТЕЙ. ГОВОРИТЕ ПОНЯТНЫЕ ПРОСЬБЫ И ПОРУЧЕНИЯ

Папа ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, Стас Иванов, продолжает делиться своими наблюдениями и знаниями на тему «Как улучшить поведение СДВГ-детей». Предыдущий материал - о том, как этому способствует насыщение жизни детей позитивом.

Что мы обычно видим в поведении ребенка, про которого мама, извиняясь, сообщает, что «у него СДВГ»? Непослушание, конечно же. Но это взрослые так видят, особенно учителя, которым некогда вникать в предпосылки плохого поведения у ребенка. Но если стать более внимательным, то можно будет увидеть, что детскому непослушанию всегда предшествует просьба или требование со стороны нас, взрослых. Точнее сказать, не сама просьба, а то как именно мы ее произносим, как именно даем распоряжение. 

На эту тему было проведено много исследований, целью которых было выяснить, какие способы изложения повышают или уменьшают вероятность того, что ребенок послушается. Вот конкретные выводы и рекомендации. 

Для начала убедитесь, что ребенок вас слышит. В буквальном смысле. Что его внимание не отвлечено на телевизор, на игрушку и так далее. Он вас слышит и понимает. Замечательно. Теперь формулируйте просьбу или поручение… Стоп-стоп-стоп. Не несколько заданий сразу, а одно-два за раз. Несколько последовательных задач сразу ребенок не удержит в мозгу, а значит, выполнит не все. Получается, что вы сами ребенка и подставляете своим неразумным обращением к нему. Вот так не надо: «Иди в свою комнату, повесь свою одежду в шкаф, положи игрушки на полку, приготовь на завтра форму, поставь аккуратно обувь, найди свою домашнюю работу и положи её в портфель»… Брр, слишком много всего. Многим взрослым было бы не под силу все это запомнить, не говоря уже о ребенке.

Еще одна проблема, знакомая многим еще со времен собственного детства:
слишком расплывчатые просьбы. «Веди себя хорошо, соберись, успокойся, будь внимателен, прекрати». Детям, особенно маленьким, непонятно, что имеется под всем этим в виду, и что конкретно от них ожидают.

Ещё один пример неудачной просьбы — это просьба в виде вопроса. «Может, пора приступить к домашней работе?». Большинство детей, конечно же, ответят, что нет, не пора, они выполнят её позже. При этом родители, оказывается, и не собирались оставлять ребенку выбор! Но ведь вопросительная форма намекает ребенку на возможность выбора. А его и нет. Это был этакий вопрос с подвохом. Такой подход не работает. Хотя бы потому, что он нечестный по отношению к ребенку.

Если уж формулируете вопрос, то не делайте его открытым или предоставляйте выбор. «Ты домашку будешь делать сейчас или после прогулки?», «Домашки много? Справишься за полчаса перед прогулкой?». Ну и на основании полученных ответов формируйте дальнейшие действия...  

Еще один неудачный пример родительских просьб — те, которые
распространяются на неопределенный промежуток времени. Например: «Чтобы я тебя не видела и не слышала!» или «С этого дня никакой приставки!». Понятно, что из этого ничего не выйдет. Совершенно не понятно, как долго ребенку нужно таится от гневной мамы или как долго ему не разрешат играть. 

Бывает, что
просьба повторяется несколько раз без каких-либо последствий. Многим детям известно, что когда подходит время сна, родители тридцать раз скажут ребенку идти спать, прежде чем их терпение лопнет. Но ведь предыдущие двадцать девять раз не влекли за собой никаких последствий, были простым сотрясанием воздуха.

-2

Итак, понятно, какие просьбы не работают. Исходя из этого, начинаем понимать, какие просьбы работают и какой алгоритм поведения должен быть у родителя. Повторим еще раз.

Для начала убеждаемся, что ребенок вас внимательно слушает. С младшими детьми, вам, возможно, придется убедиться в этом физически: взять их за подбородок, установив зрительный контакт. Дома, если вы находитесь в другой комнате, нужно выйти из нее и подойти к ребенку. Учитель может присесть на корточки у парты ребенка, посмотреть ему прямо в глаза и дать ему задание, убедившись, что тот действительно слушает. 

Излагать просьбы надо по одной, а не разом. "Иди в свою комнату и положи одежду в шкаф". Затем взрослый идет и проверяет, как ребенок выполнил просьбу и хвалит, если все сделано правильно (о похвале мы говорили в прошлый раз). "Молодец, ты очень хорошо сделал то, о чем я тебя просил. А теперь возьми Лего и положи его на полку". Такой пошаговый процесс, перемежаемый похвалой, поможет направлять ребенка в нужную сторону.

Эффективные просьбы это такие просьбы, которые позитивны, четко сформулированы и конкретны. Вместо того, чтобы сказать: «не трогай это», «не ходи туда», «не поступай так со своим братом», — правильное указание будет звучать так: "Иди сюда, сядь в это кресло и положи руки на колени". Так ребенок точно понимает, что ему надо сделать — ведь, на его беду, существует бесчисленное множество того, чего ему делать не следует.

Если вы все время говорите ребенку, чего ему нельзя делать, то он просто берется за другое дело, которое, как он надеется, ему можно, но оказывается, что и оно под запретом. А понимание того, каких именно действий вы хотите от него, избавляет ребенка от тревожности не угадать нужное действие. Говорите конкретно, что делать ребенку, и тогда ему будет легко сосредоточиться на чем-то одном, на каком-то примере правильного поведения, которому он сможет следовать.

Важно, чтобы со стороны взрослых всегда была реакция, как при послушании (похвала или внимание), так и при непослушании. При этом надо придерживаться четкой системы: когда просьбу следует повторить, а когда стоит подождать, пока ребенок её выполнит. Здесь действовать надо индивидуально.

И последнее, что взрослым важно иметь в виду: 
мы обычно не даем детям достаточного времени на выполнение задания. Можете понаблюдать это за собой. Взять те же сборы в школу утром. Мы нервничаем сами, сами не успеваем сделать кучу вещей одновременно, и частично срываемся на ребенка, потарапливая его и ожидая, что он будет выполнять команды словно Флэш. «Обувайся быстрее! Что ты возишься с этими шнурками? Ты специально так медленно куртку застегиваешь?». На практике же лучше всего подождать секунд десять с момента команды до реакции на нее. Десять секунд это очень много, на самом деле, и это очень важный момент, который должны понимать взрослые. 

Когда речь идет о детях, им мало просто получить наше указание. Им надо его осмыслить и отложить в краткосрочную память. Затем — справиться с нежеланием его выполнять, и прийти к мысли, что все-таки лучше сделать то, что просят. Все это продолжает крутиться у них в краткосрочной памяти, после чего мысли должны преобразоваться в двигательную или вербальную реакцию. Им нужно перевести команду в необходимые действия, а уже затем начать сами действия — при участии двигательной или речевой системы, или их обеих. 

Маленьким детям на все это нужно некоторое время, а мы его, как правило, не даем! И не просто не даем, а пилим их и подгоняем без конца, мы их попросту отвлекаем и мешаем сосредоточиться на своей задаче.

Не все так просто в воспитании детей и особенно детей с СДВГ, как нам хотелось бы. Не только дети должны стараться понимать нас и соответствовать нашим требованиям, но и нам надо постараться понимать детей и хорошо выполнять свою часть работы как взрослым. 

В третьей части цикла о том, как улучшить поведение детей с СДВГ, мы расскажем, какой схемы поведения нужно придерживаться, если вы не хотите вечернего кошмара из-за домашней работы. Подпишитесь на наш канал, увидимся уже завтра. 

— Стас Иванов

Другие статьи автора на тему СДВГ:

- ЧЕМ МОЖЕТ ПОМОЧЬ УЧИТЕЛЬ РЕБЕНКУ С СДВГ? 
-
КАК ПОМОЧЬ ДЕТЯМ С СДВГ СОСРЕДОТОЧИТЬСЯ НА ДОМАШНЕМ ЗАДАНИИ
-
КАК УЛУЧШИТЬ ПОВЕДЕНИЕ СДВГ-ДЕТЕЙ. ДОБАВЬТЕ В ИХ ЖИЗНЬ БОЛЬШЕ ПОЗИТИВА