Ваш ребенок имеет кучу свободного времени, занятый только садом или школой? Или у него расписана каждая минута, а отдых бывает лишь по пути из одной секции в другую? Для ребенка в квартире отведен небольшой уголок с минимальным набором самых необходимых вещей и игрушек или у него собственная комната, забитая всяческими мелочами? В любом их этих случаев рано или поздно каждый родитель сталкивается с ситуацией, которая звучит примерно так: “Мама, мне скучно!” или “Мама, мне нечем заняться!”.
Реакция родителей может быть различной: одни испытывают раздражение, другие тут же бросаются помогать скучающему чаду. Однако у состояния, закодированного фразой “мне скучно”, могут быть очень разные причины. Важно придерживаться одного общего правила: скучающего ребенка ни в коем случае нельзя развлекать. Задача родителей — помочь ему приобрести тот опыт, который в дальнейшем даст возможность справляться со скукой самостоятельно.
Давайте разберемся, почему нашим детям иногда бывает скучно?
- Ребенок не может делать то, что ему хочется, а вынужден заниматься тем, что ему не нравится.
Взрослые, попадая в подобную ситуацию, точно также будут ощущать сильную скуку. Однако у взрослого человека уже сформированы важные навыки самоконтроля и саморегуляции. Ребенок же не способен себя заставить, уговорить, просто потерпеть. Именно поэтому большинство детей с таким трудом переносят долгое стояние в очередях или экскурсию в исторический музей.
- Ребенок ощущает тоску или одиночество.
Дети не умеют в полной мере дифференцировать свои чувства, не могут выразить словами то, что чувствуют. Порой за фразой “мне скучно” скрывается острая нехватка родительского внимания. Что бы вы ни предложили такому малышу в качестве лекарства от скуки, он все равно будет приходить и требовать поиграть с ним, потому что в этот момент главное лекарство для него — это вы.
- Ребенок оказался в условиях, ограничивающих его естественное развитие.
Дети нетерпеливы, их мир существует только “здесь” и “сейчас”. Им невыносимо долго находиться в ситуации, когда их движения ограничены. Они устают от однообразия. С возрастом человек учится справляться с этим, развивает в себе необходимые качества, однако дошкольники такие ситуации воспринимают особенно болезненно, они еще не готовы развиваться в этом направлении.
- Состояние скуки связано с какими-то особенно острыми переживаниями.
Ребенок, который выглядит скучающим, на самом деле может испытывать сильную тревогу, переживать психологическую травму, потерю интереса к окружающей его действительности.
- Ребенок не умеет развлекаться самостоятельно.
Порой заботливые родители, сами того не замечая, лишают ребенка ценного опыта “скучания”. Все его хотелки предугадываются, попытки осчастливить чадо опережают его естественные потребности. В результате ребенок привыкает к тому, что получает порцию развлечения еще до того, как успеет толком заскучать. Такие дети не научаются находить себе веселье самостоятельно, их фантазия не развивается в этом русле. В качестве яркого примера можно привести привычку родителей вручать ребенку гаджет всякий раз, когда он произносит свое “мне скучно”, и когда не произносит тоже.
- Ребенок испытывает потребность моделировать поведение родителей.
Ему действительно бывает скучно рисовать, играть в машинки или смотреть мультики. Природой обусловлено, чтобы любой детеныш на подсознательном уровне стремился моделировать поведение родителя. Так хищники учатся охотиться, а птицы — летать. Ребенок, наблюдая за тем, как мама делает уборку или готовит, а папа вешает книжную полку, желает делать то же самое, быть как мама или папа по-настоящему.
Как родители могут помочь скучающему ребенку разобраться со своим состоянием и справиться со скукой самостоятельно?
- Продумать ситуацию и подготовиться заранее.
Если вы планируете поход в магазин или поликлинику, придумайте с ребенком заранее развлечение. Обсудите с ним это: что бы он хотел взять из игрушек на случай, если заскучает, какую книгу хотел бы почитать. Пусть дошкольник соберет маленький дорожный рюкзачок со всем необходимым. Для совсем маленьких детей прихватите любимые игрушки сами или помогите им справиться с подготовкой к скучному походу.
2. Ребенок должен чувствовать свою нужность и значимость.
Если вы заняты чем-то важным, а малыш всячески пытается привлечь ваше внимание — поговорите с ним. В моменты, когда ребенок чувствует себя одиноким, ему необходимо знать, что он значим, важен для вас. Попробуйте сказать следующее: “ты важен для меня, но и то, что я делаю, тоже важно, я должна закончить работу, тебе придется немного подождать”. Так вы учите ребенка уважать чужие границы и отстаивать свои. Но очень важно по завершению важных дел действительно качественно уделить время и внимание ребенку: только вы и ваше взаимодействие, никаких отвлекающих факторов и посторонних занятий.
3. Иногда 5 минут общения могут решить проблему скуки.
Если ребенок остро нуждается в общении с родителями, порой 5-10 минут телесного контакта будет вполне достаточно, чтобы успокоить его и продолжить дела. Обнимите малыша, посадите себе на колени, посмотрите в окно и побеседуйте немного о том, что происходит на улице. А затем расскажите ребенку о том, чем вы заняты и почему это так важно для вас. Спустя 10 минут такого общения ему будет гораздо проще найти себе занятие по душе и дать вам возможность закончить дела.
4. Детям на самом деле очень полезно иногда поскучать.
Важно объяснить ребенку, что скука — совершенно нормальное состояние и есть множество забавных способов с ней подружиться. Если у ребенка в ситуации “здесь” и “сейчас” нет возможности что-то изменить, он должен научиться это принимать. Например, в долгом автомобильном путешествии, когда нет возможности двигаться, а дорога утомила своим однообразием, можно петь песенки (тихонько или даже мысленно), сочинять стихи или загадки, играть в словесные игры, считать встречные машины разных цветов, читать книги… Усидчивость, терпение и смирение приходят не сразу. Эти качества очень важно тренировать не только детям, но порой даже взрослым.
5. Выяснить причину “скучного” состояния.
Возможно, ребенка что-то встревожило, испугало, и он пытается преодолеть это. Внешне такой процесс может выглядеть как скука, и фразой “мне скучно” ребенок может его объяснять, не желая или боясь озвучивать истинные тревоги. Очень важно такую ситуацию не упустить и попытаться с ней разобраться. Рисование или сюжетно-ролевые игры могут помочь выяснить причины. Если ребенок расстроен чем-то серьезным, только родители могут помочь ему справиться с этим.
6. Ребенку нужно время, чтобы придумать себе занятие.
Не торопитесь сразу же раскладывать перед ним все существующие варианты борьбы со скукой. Дайте ему возможность самому найти для себя подходящий вариант. Дети прекрасно интуитивно чувствуют свои потребности и могут придумать для себя самое необыкновенное занятие, которое будет развивать и развлекать. Например, если ребенку требуется отточить мелкую моторику (неосознанно, разумеется), он полезет в шкафчик с крупами и будет долгое время перебирать гречку. Если довериться интуиции ребенка и не мешать, он легко сможет занимать себя сам.
7. Выбирая в качестве борьбы со скукой гаджеты, делайте это с умом.
Если у ребенка есть доступ к смартфону и интернету, у него довольно быстро исчезнет потребность искать еще какие-то альтернативы. Игры, мультфильмы, снова игры… Позволяя ребенку пользоваться гаджетами, строго ограничивайте такой досуг по времени и содержанию. Пусть это будут только развивающие игры и познавательные мультфильмы и не более 15 минут.
8. Справиться со скукой лучше всего помогает работа.
То, что взрослые воспринимаем как рутинные обязанности, ребенок считает забавной игрой. Поэтому малышам так нравится пылесосить, месить тесто или забивать гвозди. Они повторяют за взрослыми их серьезные дела, стараются подражать, только в присущей им игровой форме. Поэтому уборка для ребенка — это не скучно. Скучно — это когда родители не разрешают помогать, заставляя рисовать или играть в машинки.
Напоследок предлагаем на заметку прекрасный способ для ребенка найти занятие от скуки. Самым маленьким нужна будет ваша помощь, дети постарше могут справиться самостоятельно. В первый раз, когда дошкольник произнесет свое коронное “мне скучно”, предложите ему следующее:
- украсить пустую банку с крышкой (завязать ленточку, наклеить что-то, разрисовать и т.д.);
- подготовить много маленьких разноцветных кусочков бумаги (вырезать, рвать или использовать канцелярские стикеры);
- на каждом кусочке написать задание, которое ребенок хотел бы или мог бы выполнить (расчесать собаку, построить шалаш из подушек, найти и записать в доме все предметы, которые можно примагнитить и т.д.);
- каждую такую записку сложить и поместить в банку.
В следующий раз, когда ребенку будет скучно, просто напомните ему об этой банке. Пусть он достанет из нее любую задачку и займется ее выполнением.
Мы желаем вашему ребенку много интересных, увлекательных и полезных занятий!