Найти тему

Чехов или Станиславский. Кто круче?

Так сложилось, что в России общепринятым актерским учением считается «Система Станиславского», которую берут за основу многие педагоги по актерскому мастерству. Учение Чехова как целостная система приветствуется меньшим числом театральных мастерских, однако каждый актер волен выбирать именно тот подход, который ему ближе.

Школы Чехова и Станиславского во многом похожи, однако их кардинально отличает подход к помещению актера в предлагаемые обстоятельства. Нельзя забывать, что Михал Чехов - ученик Константина Станиславского, поэтому присутствующие в их системах различия не означают конфронтацию. Михаил Чехов описал свою «систему» в книге под названием «О технике актера». Сам он называет эту книгу «подглядом» (наблюдением) за техниками множества актеров, встречавшихся ему в жизни и на сцене по всему миру: в России, Латвии, Литве, Польше, Чехословакии, Австрии, Германии, Франции, Англии и Америке. Ему удалось собрать и отфильтровать огромное количество разрозненных, часто не связанных между собой, техник и подходов в одну систематизированную школу. Для этого он много лет занимался упрощением накопившегося материала, а впоследствии применял учение на учениках и актерах театра, в котором был художественным руководителем («Chekhov Players»). В 1936 году в Англии была открыта театральная школа (Devonshire, Dartington Hall). Чехов являлся ее руководителем и начинал первые «эксперименты» по применению своей техники на учениках.

Перед началом Второй Мировой войны, школа переехала в Америку, где превратилась в профессиональный театр («Chekhov Players»). В то время в Америке не было централизованной актерской школы, поэтому американцы с интересом воспринимали новые для них подходы Михаила Чехова. Театр пользовался популярностью среди публики и давал спектакли не только на Бродвее, но и ездил на гастроли в другие штаты. Впоследствии молодые актеры театра были призваны на фронт, поэтому «эксперименты» Чехова прекратились . Изначально, Чехов писал свою книгу на английском языке и только после окончания войны она была переведена на русский язык.

Подход Чехова, также как и подход Станиславского определяет создание художественного образа как цель для драматического актера. Однако, для Станиславского образ - результат всей работы, а для Чехова лишь материал для работы. Станиславский призывает актера искать сходство между «я» и предлагаемыми обстоятельствами, персонажем. Чехов предлагает искать различия. Наглядно различия в подходах видны на примере: «Возьмем условный кусок: император вышел в приёмную и увидел, что все гвардейцы спят. По Станиславскому: прежде всего, не играйте императора. Император тоже человек и имеет нормальные реакции. У него нервы, руки, ноги - как у нас. Вас многое с ним роднит. Итак, не император, а вы войдите в комнату. Зачем? Ну, скажем, вы несколько раз звонили, и никто не откликнулся. Вот первое предлагаемое обстоятельство. Какое действие? Вы хотите проверить: неужели в приёмной никого нет? Все покинули пост? И вдруг видите - все здесь, но спят. Не думайте об императоре. Это вы звонили и вы вошли проверить. По Чехову: какой импульс у вас возникает от этой сцены в контексте целого? Тревога? Смертельная опасность? Комическая неожиданность? Задайте этот вопрос своему воображению и покажите полученный ответ. Например: он ворвался в приёмную, как бык. Вариант: он пугливо заглянул в приёмную, появилась только голова и рука, тела не видно, оно прячется. Вариант: он, по-военному ставя ноги, подошёл к двери в приемную и толкнул её сильной рукой. Тело было прямым, выражение лица холодным…" Другими словами, по Станиславскому, актер должен создавать образ маленькими этапами, осваивая каждый новый этап постепенно, медленно «обживая обстоятельства». В то время, как по Чехову, актер должен изначально работать с образом, совершенствуя его.

Несмотря на то, что «Техника Актера» не сразу была опубликована в Америке, через «Систему Чехова» прошли Мэрилин Монро, Клинт Иствуд, Энтони Куинн, Юл Бриннер, Ллойд Бриджес и многие другие голливудские «звёзды». Школу называли «кузницей театральных талантов». Особенно значимым считается вклад Чехова в раскрытие таланта Мерлин Монро. Тогда, когда многие коллеги ставили под сомнение профпригодность актрисы, Чехов открыл для нее свою систему актерского мастерства, с которой Монро и шла на протяжении всей своей карьеры.

Итоговый показ курса "Сцена"
Итоговый показ курса "Сцена"