Очередная экскурсия знаменитого сочинского журналиста Игоря Геннадьевича Сизова, проживающего в Сочи более полувека. На этот раз она была посвящена авиации курорта.
Цветной бульвар г.Сочи
В 1920-х годах на месте нынешнего Цветного бульвара располагалась взлетно-посадочная полоса Сочинского аэродрома.
Первый авиарейс из Москвы в Сочи, который продолжался около суток, был совершен в 1929 году. Маршрут был такой: Москва - Тула - Воронеж - Ростов-на-Дону - Сочи. Перелет был довольно долгим по сегодняшним меркам, а пассажиров было всего 5-6 человек.
Эти полеты стали регулярными. Особенно, когда в 1934 году город Сочи стал всесоюзной стройкой, стали появляться первые санатории, некоторые высокопоставленные руководители страны начали летать на курорт самолетом. И посадки совершались именно на этот аэродром.
Аэродром стал настолько популярен, что попал в кино. Был снят фильм с Михаилом Жаровым и Людмилой Целиковской, который назывался "Воздушный извозчик".
По сюжету фильма, главный герой летит как раз из Сочи и устраивает концерт на хлебном поле перед механизаторами.
В районе нынешней Станции скорой помощи города находилось здание аэропорта.
В 1941 году, когда началась война, Сочи оказался стратегически важным местом нашей военной авиации. Здесь потребовался большой аэродром для транспортной авиации, которая могла бы снабжать армию Южного фронта. Место для нового аэродрома нашли в долине реки Мзымта в Адлере. На землях совхоза Чкаловский расчистили огромную поляну. На работы по устройству аэропорта привлекали женщин и подростков, так как мужчины были на фронте. Строительство заняло всего 50 дней. На новом аэродроме стали приземляться военно-транспортные самолеты. Со временем там же стала приземляться бомбардировочная авиация.
Сразу после окончания войны было принято решение перенести в Адлер и гражданский аэродром из центра Сочи. Перспектив для развития на новом аэродроме было больше: как раз появляются современные самолеты ИЛ-18 и ТУ-104, которым для посадки не хватает земляного, а требуется уже бетонное покрытие. Все это организуется. Самолеты переезжают туда.
Налаживается также движение из Сочи в Адлер. В 60-е годы время в пути на автотранспорте занимало в пределах двух часов, что считалось очень хорошо. Со временем автострада медленно и уверенно модернизировалась, и уже Адлерский аэропорт становится главным для города.
Место же, где находился старый аэродром, оказалось совершенно не нужным. Эта территория была передана городу и в 50-х годах представляла из себя гигантское футбольное поле. На этом пустыре играли не только мальчишеские команды, сюда приезжали по весне самые знаменитые футболисты московского "Динамо", "Спартака", "Торпедо" и тренировались на этих полях.
В 1958 году Никита Сергеевич Хрущев провозглашает курс на массовое строительство. До этого многие жили в коммунальных квартирах - это бывшие дореволюционные дома с квартирами на шесть комнат, где жили шесть семей. Установка, которую дал Хрущев, звучала так: каждой семье - отдельную квартиру, хватит жить с соседями. Вот на месте бывшего аэродрома, на месте Цветного бульвара, и начали массово строить пятиэтажные дома, которые в народе получили название "хрущевки".
Подвиг Яна Фабрициуса
В конце 1929 года на старом аэродроме Сочи совершил свой подвиг легендарный герой Гражданской войны Ян Фабрициус.
Он командовал тогда Забайкальским военным округом. Последним для Фабрициуса стал рейс самолета Сочи - Тбилиси. После взлета с Сочинского аэродрома прямо над морем у самолета отказал мотор, после чего он упал в воду. Машина сразу стала тонуть. Фабрициус успел вытолкать наружу наружу женщину и девочку, а сам погиб. Позже в Сочи именем Яна Фабрициуса была названа улица и Центральный военный клинический санаторий.
Какая связь между художественным фильмом "В бой идут одни "старики"" и городом Сочи
Несколько лет назад белорусские художники сделали подарок для города Сочи - раскрасили один из домов в граффити по сюжету фильма "В бой идут одни "старики"" .
На фасаде дома изображен актер и режиссер фильма Леонид Быков в роли капитана Титоренко. Как это ни удивительно, но этот фильм имеет отношение к нашему городу.
Судьба фильма была довольно драматичной. Долго не хотели утверждать его сценарий, так как в то время, когда весь народ напрягает силы, в фильме песни поют, танцуют, есть женщины и т.д. Закончилось тем, что Быкову настолько испортили настроение, что он явился напрямую к маршалу авиации Александру Покрышкину и ознакомил его со сценарием.
Покрышкин прочитал и сказал: "Во! Вот это действительно да! Так оно в жизни и было!". И поставил резолюцию: "Маршал авиации Покрышкин - отличный сценарий." После это комиссия Госкино одобрила сценарий.
Но прежде чем разрабатывать сценарий, Леонид Быков встречался с несколькими летчиками. Главным человеком, кто его консультировал, был прообраз "Маэстро", сочинец, Почетный гражданин города Сочи, дважды герой Советского Союза Виталий Иванович Попков. Именно в его 5-м гвардейском истребительном авиационном полку существовала «поющая» эскадрилья.
Более подробно посмотреть экскурсию Вы можете в нашем видое:
Добро пожаловать в Сочи!