Наши великие литераторы неоднократно писали о том, что спасёт мир. Природа? Любовь? Красота? Как они видели эту затянувшуюся «кавказскую» проблему в истории России? Каковы литературные образы кавказских пленников, созданных золотыми перьями А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого и В.С. Маканина.
Меня поражает тот факт, что три гиганта русской литературы написали произведения с одинаковым названием и похожими идеями. Даже столетия не поколебали патриотизма и приверженности высоким человеческим идеалам лучших литераторов России.
Итак, природа Кавказа в их описаниях сурова, красива и благословенна.
Пушкин А.С., поэма «Кавказский пленник», 1820г.
Вперил он любопытный взор
На отдалённые громады
Седых, румяных, синих гор.
Великолепные картины!
Природа Кавказа прекрасна, она породила красивый и сильный народ. Но трудиться, как русские и другие миролюбивые народы, горцы не хотят. Они живут набегами:
К набегу весь аул готов,
И дикие питомцы брани
Рекою хлынули с холмов
И скачут по брегам Кубани
Сбирать насильственные дани
Лермонтов М.Ю., поэма «Кавказский пленник», около 1859 г.
И снова красота и величественность природы в контрасте с судьбой пленников - рабов.
Хребта Кавказского вершины
Пронзили синеву небес,
И оперял дремучий лес
Его зубчатые стремнины.
Но что же за звук цепей тяжёлых?
Зачем печаль сих пастухов? ...
Увы! То пленники младые
Утратив годы золотые,…
Близ Терека пасут уныло
Черкесов тучные стада…
Толстой Л.Н. рассказ - быль «Кавказский пленник», 1872 году.
Теперь о том же в прозе. Пейзаж грандиозен - судьба русских пленников ужасна.
От аула другая гора – ещё круче, а за той горой ещё гора. Промеж гор лес синеется, а там ещё горы всё выше и выше поднимаются. А выше всех – белые, как сахар, горы стоят под снегом. И одна снеговая гора выше других шапкой стоит. На восход и закат – всё такие же горы; кое – где аулы дымятся в ущельях.
Развязали Жилину руки, надели колодку и повели в сарай: толкнули его туда и заперли дверь. Жилин упал на навоз…
Маканин В.С., рассказ «Кавказский пленный», 1994 г.
И здесь всё повторяется: природа - благоухает, русский человек - безмерно страдает.
Серые замшелые ущелья. Бедные и грязноватые домишки горцев, слепившиеся, как птичьи гнезда. Но все-таки – горы?! Там и тут теснятся их желтые от солнца вершины. Горы. Горы. Горы. Который год бередит ему сердце их величавость, немая торжественность – но что, собственно, красота их хотела ему сказать? зачем окликала?
А вот и жуткий контраст: красоте природы противопоставлена страшная картина смерти солдата:
Когда перевернули, в спине Бояркова сквозила дыра. Стреляли в упор; но пули не успели разойтись и ударили в грудь кучно: проломив ребра, пули вынесли наружу все его нутро – на земле (в земле) лежало крошево ребер, на них печень, почки, круги кишок, все в большой стылой луже крови. Несколько пуль застопорило на еще исходящих паром кишках. Боярков лежал перевернутый с огромной дырой в спине. А его нутро, вместе с пулями, лежало в земле.
Итак, попробую подвести итог. Четыре замечательных художественных произведения. Четыре пленника. Все остались живы. Что их спасло? Пушкинского и Лермонтовского пленников спасла любовь женщины. Жилину из рассказа Толстого помогли его умелые руки и привязанность ребёнка, девочки Дины. Рубахин – не пленник горцев, он пленён красотой природы, которая возвращает и возвращает солдата на Кавказ, «окликает», чтобы он закончил дело, начатое его предками несколько веков назад. Герой рассказа В. Маканина простой парень, он долго не размышляет, но знает своей мужской русской натурой, что это дело надо завершить. Это Зов Памяти.
А вот «наше всё», Пушкин А. С., от себя лично и от России уверенно и гордо сказал в самом конце своей поэмы:
И смолкнул ярый крик войны:
Всё русскому мечу подвластно.
Кавказа гордые сыны,
Сражались, гибли вы ужасно;
Но не спасла вас наша кровь…
Друзья, спасибо за внимание! Подпишитесь на канал и поставьте лайк. Если вы хотите своевременно получать уведомления о новых статьях и первыми их читать – добро пожаловать в наш Telegram-канал.