Найти тему
Мир творческих людей

Микеланджело: всё началось с «Пьеты»

Культурное наследие человечества велико. Среди скульптурных произведений одним из самых величайших по праву можно назвать «Пьету» Микеланджело. Эта светская скульптура на религиозную тему демонстрирует сцену Оплакивания Христа Девой Марией. Уникально произведение не только мастерством исполнения, но и тем, что является единственным, подписанным автором.

Микеланджело Буонарроти родился в Тоскане. Он прожил долгую, насыщенную событиями жизнь. Из его умелых рук вышло множество великолепных статуй, которые и по сей день являются вершиной скульптурного творчества.

Отец Микеланджело был чиновником и принадлежал к древнему и уважаемому в Капрезе роду. Детство будущего творца проходило в родовой усадьбе, но уже в шесть лет мальчик почувствовал, что такое одиночество, несмотря на то, что у него было четверо братьев, — умерла мать. В памяти Микеланджело она навсегда останется молодой и красивой, позже её черты он подарит самой любимой своей скульптуре.

Когда сыну исполнилось тринадцать, отец отдал его на обучение в мастерскую Доменико Гирландайо. В то время этот мастер считался одним из лучших не только во Флоренции, но и во всей Италии. Вскоре Доменико заметил, что юный Буонарроти превосходит в умениях других его учеников, а некоторые работы выполняет даже лучше, чем сам мастер. Более того, талантливый ученик не стеснялся порою даже править рисунки своего учителя.

Однажды Гирландайо увидел набросок Микеланджело с натуры и был поражён манерой его письма, новаторской для той поры. «Ну, этот знает больше моего», — воскликнул учитель.

Слухи о таланте Буонарроти быстро распространились по Флоренции, и Лоренцо Медичи позвал юного Микеланджело к себе. В своём дворце покровитель искусств разрешил начинающему художнику и скульптору ознакомиться с огромной коллекцией произведений античности.

В садах Лоренцо Великолепного Микеланджело проводил много времени, изучая образчики древнего искусства и самостоятельно постигая технические секреты мастерства скульптора. Он рисовал и лепил, развивая свои способности.

Постепенно слава юного мастера достигла и Рима. Кардинал Санта-Сабины и губернатор Рима от имени французского короля Карла VIII Жан Билэр де Лагрола заказал Буонарроти статую в человеческий рост. Она должна была изображать Деву Марию, оплакивающую Христа. Сюжета этого нет в Евангелии, однако в те годы он оказался весьма популярным в живописи и скульптуре.

«Пьету» кардинал планировал разместить в часовне Санта-Петронилла в Ватикане, на работу мастеру был отведён год. Микеланджело подписал контракт, а банкир Якопо Галли подтвердил кардиналу, что тот доверил создание скульптуры правильному человеку. По его словам, Жан Билэр получит «самую прекрасную работу из мрамора, которая когда-либо существовала в Риме».

Микеланджело тут же принялся за дело. С помощниками он отправился в Каррару, где добывали самый лучший мрамор, и после долгих поисков выбрал гладкую глыбу телесного цвета. Блок доставили в мастерскую Буонарроти, где он принялся колдовать над ней.

Работа затянулась на два года, однако результат превзошёл все ожидания. Увидев «Пьету», кардинал был потрясён до глубины души и отказался от всех претензий к скульптору. Действительно, высочайшая техника Микеланджело позволяла ему «прорисовывать» в камне мельчайшие детали, что делало скульптуру невероятно натуральной. В мраморе великому гению удалось передать любовь, скорбь, нежность, страдания…

Но, как это обычно бывает, не обошлось и без нападок. Скульптора обвинили в том, что Дева Мария, которой на момент распятия Христа было 45-50 лет, получилась слишком молодой. Микеланджело же отметил, что сделал это специально, ведь когда он ваял статую Богородицы, думал о своей матери, умершей в молодом возрасте.

Мастер прекрасно понимал, что создал шедевр, и очень этим гордился. Однако случайно он услышал разговор двух зевак, которые утверждали, что скульптура принадлежит другому автору. Это так разозлило Микеланджело, что он тут же высек на поясе Девы Марии слова: «Микеланджело Буонарроти флорентиец сделал это». Больше он не подписал ни одной своей работы.

Сегодня «Пьета», ставшая первой работой Микеланджело, находится в соборе Святого Петра в Ватикане.