Как-то раз в 2017 году приехала я в платную поликлинику делать ребенку УЗИ. Оплатить услуги клиники решила через карту. В какой-то момент терминал на кассе завис, деньги списались, а чек не вышел. При этом деньги не вернулись на карту. Звоню в банк, оператор посоветовал оплатить повторно, а с первой оплатой заниматься будет банк. Так я узнала про чарджбэк.
Я оплатила услугу повторно (благо были деньги) и стала ждать решения по первой операции. Дергала банк примерно раз в неделю, спрашивала, что с деньгами. Меня все время просили подождать. Мой банк связывался с банком получателя, ждал ответ от него, а потом уже принималось решение. В общем, затянулось все месяца на два. Сумма была приличной - 8500 рублей, поэтому пришлось достаточно сильно понервничать. В итоге все решилось в мою пользу и деньги вернулись ко мне на счет.
Чарджбэк это такая операция в банке, когда можно отозвать оплату за ту или иную услугу, если она не выполнена.
По поводу чего обращаются в банк на оспаривание операций:
- Товар или услуга не соответствует описанию
- Списание со счёта без авторизации.
- Услуга или товар предоставлены не в полном объёме или не предоставлены вовсе.
- Двойное списание суммы со счёта.
- Оплаченный товар не был доставлен.
- Денежные средства не были выданы банкоматом
Банк всегда на стороне потребителя. В одной из своих статей я писала о том, как мы нарвались на мошенников, которые не хотели возвращать аванс за шкаф даже без посещения замерщика. Так вот первое, что я сделала, когда они начали избегать общения, это позвонила в банк и объяснила всю ситуацию, предоставила все документы (договор, чеки), чтобы хоть какой-то шанс вернуть деньги был. Благо все закончилось хорошо и нам вернул деньги должник.
Но без надобности дергать банк тоже не стоит. Если вы окажетесь неправы, то банк за свои лишние телодвижения и штрафануть может. Насколько я помню, в Тинькофф-банке это было примерно 1000 рублей. Поэтому прежде чем ввязываться в спор, вы должны быть на 100% уверены в своей правоте.