Найти тему
Шамиль

Из жизни в Актасе.

В некотором смысле мне повезло с возможностью, если позволительно так сказать- "окалендарить" момент памяти! Одна из картин малолетнего детства оказалась соединена с величайшей датой- полетом Ю.А.Гагарина.

Теплый ясный апрельский день в шахтерском поселке Актас под Карагандой. Весенняя копка земли под грядки рядом с новым кирпичным домом, построенном отцом. Копают отец, Носыр-абый, рядом находится мама с младшим братом Васылом на руках. Ему ровно 9 месяцев, а мне через 3 месяца будет 3 года. Где-то рядом говорит радиоприемник.

Вдруг, радостное возбуждение охватывает взрослых после радиосообщения "о полете в космос первого человека в мире!". Мама удивляется,- "да чего же в этом особенного?". Отец и Носыр-абый втолковывают ей о величии значения этого события для СССР.

Носыр, после службы в армии, первое время жил у нас. Помню, появился он у нас ранней весной- снега уже не было, по утрам свежо, днем тепло. Похоже, это было в 1961 году- раз он участвовал в эпизоде, обрисованном выше. Высокий и стройный красавец в армейском кителе и фуражке с танкистскими значками. Значки стали моей детской добычей. На что их менял и куда дел, к сожалению, уже и не помню.

Позднее в этом доме справили свадьбу Носыра с высокой и стройной красавицей-мишаркой Таскира-апой. По моим детским меркам свадьба была большой. Гости были, во многом, из родных деревень родителей. Помню комнату и кровать, заваленную подарками. Сверху лежали настенные часы с круглым циферблатом. Возможно, они до сих пор работают в их доме. Только уже в Чувашии.

Помнится, пустых стеклянных бутылок после свадьбы тоже было много. Отцу должно было хватить ещё на пару бутылок водки и нам на лимонад.

Жил в нашем доме первое время после армии и Кавы-абый. Но этого совершенно не помню. Может, потому-что он был старше Носыра и получается, что пришел из армии раньше, чем я мог запомнить.

Позднее, уже когда мне было 21 год, отец моей одноклассницы, знатный поселковый шахтер Зименок, рассказал историю, связанную с моими дядями. На шахте вначале вся работа была поставлена на конной тяге. В конюшне был очень норовистый необъезженный конь.

Узнали про это Кавы-абый и Носыр-абый и говорят, что они с детства имеют дело с лошадьми и нет такого коня, которого они не укротили бы. Зименок рассказывает, что один из них вскочил на коня и умчался на нем в степь. Вернулся уже усталый и усмиренный конь. Недавно в разговоре, Носыр-абый подтвердил эту историю, добавив, что это он был в роли укротителя.

Давно уже, все кто хотел, выехали из Казахстана. Мои дядя Кавы-абый и его жена, Камиля-апа, умерли. Остался в Актасе со своей семьей только двоюродный брат Радик, сын Кавы-абый. Его сестра Роза живет в Германии.