Эскадренный миноносец «Новик» — легенда отечественного судостроения. Этот корабль во многом опередил свое время и вобрал в себя множество передовых достижений. Не будет ошибкой назвать этот корабль первым в мире настоящим эсминцем — не специализированным минно-торпедным судном, а универсальным боевым кораблем.
Сам «Новик», головной корабль серии, проектировался конструкторами немецкой фирмы «Вулкан» совместно с инженерами Путиловского завода по заказу «Особого комитета по усилению военного флота на добровольные пожертвования». По результатам конкурса в 1909 г. заказ на постройку был передан «Обществу Путиловских заводов» Санкт-Петербурга.Интересно, что эсминец в ходе проектирования и постройки классифицировался как минный крейсер — настолько непривычными были для корабля «второстепенного назначения» были большие водоизмещение «Новика» и мощное артиллерийское вооружение.
Эсминец был первым в России «нефтяником», на нем же, впервые была установлена турбинная двигательная установка. Конструкция эсминцев типа «Новик» оказалась настолько удачной, что определила на долгие годы не только путь развития российского, а позже — советского флотов, но и тенденцию к постепенному росту водоизмещений и возрастания роли эсминцев во всех флотах мира.
Судьба первенца, самого эсминца «Новик» прекрасна и трагична одновременно — вступив в строй в 1913 году, прошел Первую Мировую войну, пережил развал флота в Гражданскую войну, увидел рождение нового флота с приходом советской власти (с 1923 года, с новым именем — «Яков Свердлов») и погиб в августе 1941 года подорвавшись на мине, при переходе Балтийского флота из Таллина в Кронштадт.
В период с 1911 по 1917 гг. построено/заложено 46 единиц эскадренных миноносцев проекта «Новик». Эти корабли строилась сериями — всего таких серий было шесть. Каждая из них (что в принципе традиционно для российского и советского флотов) отличалась характеристиками от предыдущей. «Новик» в этой классификации считается «внесерийным», в начале статьи приведены именно его характеристики на момент сдачи флоту в 1913 году.
4 августа 1915 г. Бой эсминца “Новик” с германскими эсминцами
В ночь на 4 августа 1915 года в Рижский залив скрытно вошли новейшие германские эсминцы “V-99” и “V-100” водоизмещением по 1300 т. Вооружен каждый из них был тремя 88-мм пушками и 6 торпедными аппаратами. Эсминцы должны были атаковать линкор “Слава”, ставший преградой для прохода германских кораблей в Ирбенский пролив и не позволявший их тральщикам проводить работы на русских минных заграждениях. У острова Эзель “V-99” и “V-100” на ходу обменялись несколькими залпами с миноносцами охранения “Генерал Кондратенко” и “Охотник”, а в Аренсбургской бухте они были перехвачены миноносцами “Украина” и “Войсковой”. После 5-минутного боя вражеские корабли стали отходить из бухты к Михайловскому маяку, где около 4 часов утра встретились с русским эсминцем “Новик”.
Убедившись, что перед ним неприятель, командир “Новика” капитан 2 ранга М.А. Беренс приказал открыть огонь. Уже третий залп накрыл головной эсминец “V-99”. Следующие выстрелы сбили у него среднюю трубу и вызвали пожар на полубаке и юте. Эсминец запарил и сбавил ход, но все продолжал отстреливаться. Артиллерийский офицер “Новика” лейтенант Д.И. Федотов перенес огонь на второй германский эсминец. Дымовая завеса, поставленная “V-100”, заставила “Новик” на время прекратить стрельбу, но вскоре он опять обнаружил вражеские корабли и поочередно обстрелял их, вновь добившись попаданий. Один из эсминцев осел на корму и, пуская белые и красные сигнальные ракеты, направился к берегу. Другой германский корабль пытался прикрыть его дымовой завесой и огнем. В это время “Новик” приблизился к границе русского минного заграждения и вынужден был прекратить преследование.
Бой длился 17 минут. За это время “Новик” выпустил 23 102-мм снаряда и добился 11 попаданий. Позднее стали известны итоги боя: на германских эсминцах было убито и пропало без вести 21человек, 22 - ранено. “V-99”, потеряв управление, запутался в противолодочных сетях и подорвался на двух минах. Пришедшими на помощь тремя германскими эсминцами “V-99” был отбуксирован на мель, где он лег на грунт на глубине 7 м. В “Новик” попало только несколько осколков от близко разорвавшихся снарядов, потерь на нем не было. За этот бой М.А. Беренс и Д.И. Федотов были награждены орденами Святого Георгия 4-й степени.