Коммерческое усыновление детей является преступлением на Филиппинах. Поскольку преступники продолжают уклоняться от правосудия, появилась новая платформа для незаконной торговли. Эта платформа — группы по продаже детей на Facebook.
Младенец на 200 долларов
Манила: в 1.24 утра 11 февраля Далисей, будучи на 8 месяце беременности, отправила личное сообщение потенциальному покупателю своего нерожденного ребенка на Facebook.
«Привет, мэм. Вы готовы усыновить ребенка?»
Она видела комментарий этой женщины в теме разговора на странице Facebook, где говорилось, что та хочет усыновить ребенка. Это был один из многих постов на этом сайте, где дети — даже еще не рожденные — открыто продаются для незаконного усыновления.
Ответа не последовало до следующего дня, потом женщина откликнулась на предложение Далисей. Она спросила Далисей, может ли она увидеть ребенка и что ей нужно сделать, чтобы усыновить его.
Далисей попросила за ребенка 50 000 PHP (1 000 USD). Не нужно платить за больницу, — у роженицы есть страховка PhilHealth.
«Я просто хочу начать хорошую жизнь с моим мужем. И мы также думаем о хорошем будущем для нашего ребенка».
Далисей 21, ее мужу – 24. Она сказала, что пара едва может позволить себе даже прокормиться и не планируют заводить детей. Оба отчаянно хотят найти приемного родителя для своего ребенка. Для этого они решили использовать Facebook, одну из самых популярных социальных сетей на Филиппинах, с более чем 66 миллионами пользователей по всей стране.
Далисей в стране такая не одна, а группы по продаже детей сами по себе не новость. Мы уже писали об одном таком случае. За фальшивыми аккаунтами прячутся матери, брокеры и покупатели, которые используют слабо регулируемую платформу для торговли детьми, скрывая свою истинную личность от сотрудников правоохранительных органов.
По данным Национального бюро расследований (НБР), коммерческое усыновление детей существует на Филиппинах уже 15-20 лет. Однако его продвижение в интернете – это недавнее явление.
В прошлом году его подразделение начальника отдела международных операций Рональда Агуто перехватило банду торговцев детьми в ходе операции по захвату заложников. После наводки и долгих переговоров с преступниками офицерам удалось поймать с поличным четырех филиппинцев, продававших младенца в универмаге. Двое из них были родителями ребенка, которому, по словам Агуто, было шесть дней от роду. Другие были брокерами, которые создали учетную запись в социальных сетях, чтобы найти покупателя и договориться о цене.
«Я просто прошу финансовой помощи. Деньги. Так чтоб мы с мужем могли начать все сначала»,
— сказала Далисей в личном сообщении потенциальному покупателю ее будущего ребенка через Facebook.
«Двое членов банды пошли с нашим агентом в ресторан быстрого питания в соседнем торговом центре и получили от них деньги. Сразу после этого они попросили другую группу, которая была в другом ресторане быстрого питания, показать ребенка. Нам удалось задержать четырех человек» — добавил Агуто.
Банда продала ребенка за 200 USD – обычную цену в подпольной торговле усыновлением. Однако, основываясь на данных брокеров, которых допросили сотрудники НБР, цены на ребенка могут варьироваться от 100 до 1000 долларов США или больше.
Группы по продаже детей на Facebook
Коммерческое усыновление детей на Филиппинах является юридически квалифицированным преступлением — торговлей детьми. Наказывается пожизненным заключением и штрафом в размере от 40 000 до 99 000 USD. По словам Агуто, интернет-реклама детей для усыновления может рассматриваться как «попытка торговли людьми».
Тем не менее, ряд таких сообщений можно найти на сайтах социальных сетей. Во время расследования сотрудники НБР обнаружили группы по продаже детей на Facebook. Они содержали публичные темы, в которых которые открыто обсуждали детали и механику возможных сделок, включая возраст, пол, местоположение и фотографии новорожденных детей.
«Откровенно говоря, они обсуждали в интернете, сколько будет стоить ребенок, как они могут обойти законы на Филиппинах, чтобы вроде как «усыновить» малыша», — сказал Агуто.
Иногда торговцы людьми создавали впечатление, что они работают на официальное агентство по надзору за усыновлением на Филиппинах — Департамент Социального Обеспечения и развития (DSWD) — используя его логотип для своего профиля. Один из таких случаев был зарегистрирован в Министерстве юстиции несколько лет назад.
Недавно Facebook объединила часть сотрудников в специальный раздел, посвященный эксплуатации человека, и продолжает удалять любой такой контент.
“У нас есть политика нулевой терпимости к эксплуатации человека, включая продажу детей для незаконного усыновления. Это то, к чему мы относимся чрезвычайно серьезно, и мы используем сочетание технологий упреждающего обнаружения и отчетов сообщества, чтобы найти и удалить этот контент как можно быстрее. Мы также работаем с правоохранительными органами в ситуациях, когда существует непосредственный риск причинения вреда кому-либо», — сказал представитель компании Facebook.
Компания также подтвердила, что удалила все подозрительные страницы, обнаруженные в ходе расследования. Одна из них, по словам пресс-секретаря, была предварительно обнаружена системами Facebook, а другая был идентифицирована в результате отчета пользователя.
Пользователям Facebook, которые сталкиваются с контентом, указывающим на то, что кто-то торгует людьми на платформе, рекомендуется связаться с местными правоохранительными органами и сообщить об этом администратору социальной сети. Согласно Facebook, каждый отдельный фрагмент контента будет внимательно изучен.
В течение многих лет DSWD и правоохранительные органы отслеживали подозрительные страницы и группы Facebook, чтобы расследовать возможное коммерческое усыновление. Однако, по словам помощника госсекретаря DSWD Гленды Реловой, большинство из них являются выходцами из-за пределов Филиппин и действуют в закрытых группах.
«Членство в этих группах закрыто. Таким образом, трудно получить туда доступ без сотрудничества с Facebook”, — сказала Релова.
Еще одной проблемой для властей, исследующих онлайн-торговлю усыновлением, является тот факт, что сделки происходят в личных сообщениях. Как только потенциальный покупатель или детский брокер устанавливает контакт с продавцом в социальных сетях, разговор обычно переносится в приложение обмена сообщениями, где они продолжают обсуждать дальнейшие детали в частном порядке.
Тем не менее, для завершения любой операции преступники должны раскрыть определенную информацию, такую как их банковские реквизиты и адрес, которые сотрудники правоохранительных органов могут использовать для их розыска.
«Им нужна настоящая личность, чтобы получить деньги. Даже если они совершают межбанковские транзакции, им нужен реальный счет, и это один из способов отследить их», — сказал Агуто, добавив, что получение ребенка также заставляет торговцев людьми выходить из своего онлайн-укрытия.
Что касается Далисей, то она пока не имеет ни малейшего представления о том, где родит своего сына и как доставит его тому, кто согласится заплатить ей. В личном сообщении потенциальному покупателю будущая мать предложила произвести оплату через банковский перевод.
«Мэм, если вы попробуете получить ребенка через DSWD, вы потратите 200 000 PHP (3 900 USD) только для того, чтобы оформить процесс. И это еще не конец», — пишет Далисей.
«Что касается меня, то как только ребенок появится на свет, вы можете сразу же зарегистрировать его».
Имя Далисей было изменено, чтобы защитить ее личность.
Источник: Channel News Asia. Перевод: Анна Бойко.
Подпишись на канал, чтобы не упустить ничего важного!
Также рекомендуем наши сайты: