Что делать, если ты живёшь в Челябинске, законный супруг – за границей, а работодатель уволил по сокращению штатов? Приличной работы не найти, муж-иностранец не помогает, а себя и ребёнка чем-то надо кормить... Идти в суд с иском о восстановлении на работе, даже если ответчиком выступает крупный банк!
Случай, который разбирался в декабре 2019 года Челябинским областным судом, был нетривиальным: с одной стороны, формально, право преимущественного оставления на работе при сокращении штатов есть у матерей-одиночек.
Сотрудница, оставшаяся без работы, действительно была замужем за иностранным гражданином, который являлся отцом её ребёнка; брак был заключен за пределами Российской Федерации, однако брак был не легализован на территории Российской Федерации. На странице «Семейное положение» в паспорте стоял штамп о заключении брака с гражданином другого государства, но не содержал номера актовой записи, так как брак не был легализован на территории РФ.
Эти обстоятельства суд первой инстанции не учёл и принял решение в пользу банка.
При рассмотрении апелляционной жалобы в областном суде выяснились дополнительные детали.
В личном деле было отмечено, что уволенная женщина (она работала кредитным инспектором) числилась замужней, однако в карточке формы Т-2 её подпись, удостоверяющая правильность заполнения анкетных данных, отсутствовала. Свидетельство о заключении брака она работодателю не предъявляла, о своем семейном положении не извещала. Вероятно, карточка была заполнена по данным паспорта, где стоял штамп, но кадровик не обратил внимания на отсутствие реквизитов.
Перед увольнением по сокращению штатов ей, конечно, предложили вакансии специалистов и менеджеров, но с более низким заработком. Подписывая уведомление, сотрудница банка сначала не осознавала характер увольнения и не относила себя к категории одиноких матерей, воспитывающих малолетних детей. После она не раз обращалась в юридический отдел по прямой телефонной линии банка, где ей настойчиво объясняли, что она не относится к данной категории, хотя все коллеги знали, в том числе непосредственный начальник, что она единственный кормилец в семье.
Её ребенок родился в Челябинске, и в свидетельство о рождении был внесён иностранный гражданин, указанный в свидетельстве о браке; в Россию он никогда не въезжал, по адресу регистрации сотрудницы и ребенка не проживает. По словам уволенной, супружеские отношения прекратились после того, как она сообщила мужу о своей беременности. Сама она также после возвращения в Челябинск не покидала пределов России, что подтверждал её загранпаспорт. Таким образом, её слова о том, что муж не участвует в воспитании ребёнка, подтверждались документально.
Проиграв дело о восстановлении на работе в районном суде, женщина не отчаялась и обратилась в областной суд. Здесь её иск был рассмотрен более детально, и с учётом всех обстоятельств приказ об увольнении был отменён, женщина восстановлена на работе, ей должны будут оплатить время вынужденного прогула в размере 188 305 руб. 74 коп., а также выплатить денежную компенсацию морального вреда 5 000 руб.
Как сложится дальнейшая судьба восстановленной через суд сотрудницы банка, не будем гадать. Но для работодателей это поучительная история - надо внимательней изучать документы в личном деле.