Автор статьи: Александр Телешинин, практикующий юрист, магистр корпоративного права Юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, аспирант кафедры предпринимательского права.
Приветствую Вас, уважаемые читатели!
В этой статье я кратко расскажу о том, как открыть ИП: освещу основные этапы и "подводные камни" регистрации.
Специально для Вас я записал отдельное видео, где на собственном примере показал порядок регистрации - от составления каждого документа до получения из налоговой службы листа записи ЕГРИП, подтверждающего статус ИП.
Ссылка на видео (youtube): https://www.youtube.com/watch?v=yM_nvkVn1eI
Ссылка на канал (youtube): https://www.youtube.com/channel/UCaaHuXMWlfygTzh91-Ba9Ig?view_as=subscriber
Видео получилось подробным. Но смею Вас заверить, каждая деталь при регистрации очень важна. Если что-то упустить, можно получить отказ от ФНС (например, если не соблюдать правила об адресах) или штраф в будущем (при нарушении правил о видах экономической деятельности). Поэтому - если решили регистрировать ИП, то обязательно посмотрите видео!
А теперь давайте перейдем к статье. Сначала отмечу этапы Ваших действий при регистрации ИП:
- Определяем налоговую, в которую будем подавать документы
- Узнаем свой ИНН (или получаем его)
- Подбираем коды экономической деятельности
- Заполняем заявление о регистрации
- Распечатываем документы и формируем пакет
- Оплачиваем государственную пошлину
- Едем в налоговую и подаем документы
- Ждем 3 рабочих дня и получаем лист записи ЕГРИП
1 этап. Определение налоговой.
Документы на регистрацию ИП подаются в Федеральную налоговую службу по Вашему месту жительства.
Что такое место жительство (в аспекте регистрации ИП)? Это отметка о постоянной регистрации в Вашем паспорте. Если такая отметка у Вас есть, то именно по этому адресу мы будем определять налоговую и, собственно, - регион регистрации.
Возникает вопрос - можно ли зарегистрировать ИП по адресу временной регистрации? Да, но только в случае, если (1) нет отметки о постоянной регистрации и (2) при этом временная регистрация выдана на срок не менее 6 месяцев. Оба условия не соблюдены? В регистрации откажут! Если имеете временную регистрацию в Москве, а постоянную в Казани - нужно будет открывать ИП в Казани (или сняться там с учета и терять постоянную регистрацию). Кстати, от категории "прописка" российский законодатель уже давно отказался. Теперь есть только регистрация - временная или постоянная.
Как только определили адрес - нужно установить налоговую. ФНС РФ разработала специальный сервис, который по адресу позволяет установить налоговую, в которую подаются документы.
Вот ссылка: https://service.nalog.ru/addrno.do
Нам нужна эта графа:
Реквизиты именного этого органа (то есть налоговой с определенным номером) должны быть, в итоге, указаны в документах на регистрацию. Обязательно перепроверьте это, прежде чем подать регистрационный пакет в налоговую.
Здесь нужно упомянуть пару важных деталей. В Москве регистрацией ИП и юридических лиц занимается только налоговая №46. Подавать документы нужно именно в этот орган (и указывать его в реквизитах).
В регионах практика может отличаться. Сегодня в большинстве субъектов РФ созданы единые регистрационные центры. Это специальные подразделения налоговой, в которые нужно подавать пакет на регистрацию. При этом в заявлении у Вас будет указана именно та налоговая, которую Вам выдает сервис, но географически - будете подавать документы не в эту налоговую, а в регистрационный центр. Поэтому - прежде чем приехать в ФНС, проверьте, нет ли в Вашем городе единого регистрационного центра.
Этап 2. Узнаем ИНН.
В регистрационных документах нам нужно будет указать свой индивидуальный номер налогоплательщика (ИНН). Узнать его можно по реквизитам паспорта на сайте налоговой.
Вот ссылка на сервис: https://service.nalog.ru/static/personal-data.html?svc=inn&from=%2Finn.do
Если по какой-то причине сервис не выдает ИНН, значит, он Вам не присвоен. Строгой обязанности указывать его в регистрационных документах нет и отказать в регистрации по причине отсутствия ИНН Вам не имеют права. Но по опыту могу сказать, что такие отказы встречаются (сотрудники ФНС тоже люди и тоже совершают ошибки). Поэтому в случае отсутствия ИНН - я крайне рекомендую перед регистрацией ИП обратиться в налоговую по месту жительства с заявлением о присвоении ИНН (это бесплатно, процедура займет не больше недели).
Обратиться за присвоением ИНН нужно в налоговую, которая указана под этим заголовком (из сервиса определения ФНС по адресу, см. выше)
Этап 3. Определяем коды ОКВЭД.
Коды экономической деятельности - определяют те сферы бизнеса, в которых Вы работаете. Их можно указать сколько угодно. Если не осуществляете деятельность по какому-то коду - ничего страшного. Если осуществляете деятельность, но код не указали (например, сдаете в аренду недвижимость) - придет налоговая и выпишет штраф (5 000 руб.). Сумма не такая уж большая, хотя почему бы не вложить эти деньги в рекламу? Да и общение с налоговыми инспекторами для бизнесменов практически во всех случаях - не самая приятна штука. Поэтому перед регистрацией стоит подобрать коды, которые будут охватывать всю Вашу потенциальную деятельность.
У каждого ИП есть 2 типа кодов - основной и дополнительные. Основной вы указываете один. Дополнительных - сколько угодно. Чем отличаются? Почти ничем. В некоторых случаях основной код может дать Вам налоговую преференцию. Например, один из моих клиентов осуществляет деятельность внутреннего водного транспорта. Эта деятельность указана в качестве основного кода, что позволяет не платить транспортный налог с имеющихся в собственности теплоходов. Прежде чем подбирать коды - просмотрите вторую часть Налогового кодекса РФ.
Где можно найти перечень всех кодов?
Здесь - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163320/
Правило при подборе следующее: в коде должно быть минимум 4 цифры.
Вот так указывать код можно - 06.10
Или так - 06.10.1
А вот так нельзя - 06.1
Коды из четырех цифр более общее, коды из пяти и более цифр - разновидность общего. Если выберите код 06.10, то будет считаться, что выбрали 06.10.1, 06.10.2 и так далее (указывать эти коды из пяти не нужно). Но если выберите 06.10.1, например, то 06.10 или 06.10.2 выбраны не будут.
Этап 4. Заполняем заявление о государственной регистрации.
Заполнять его я советую через специальные бесплатные сервисы (от 1С, Мое дело, Сбербанка и других - на Ваше усмотрение). Почему лучше через сервисы? Они формируют весь пакет документов сразу (заявление на регистрацию, заявление о переходе на упрощенку, квитанцию об оплате гос пошлины). Это удобно. Классический путь - это использовать программу от ФНС, но там достаточно просто совершить ошибку в заполнении заявления.
(!) Ни в коем случае не заполняйте документы от руки! При заполнении от руки крайне сложно соблюдать правильный шрифт. Да и времени это займет неоправданно много!
В видео я детально показал, как заполнить заявление через один из сервисов.
Ничего сложного в заполнении нет - все интуитивно понятно. Ключевые рекомендации - (1) заполняйте все графы (в том числе телефон и электронную почту), (2) заполняйте паспортные данные так, как указано в паспорте, вплоть до запятой, (3) адрес заполняйте по выпадающим спискам - самостоятельно адрес в графы не вписывайте. Адрес заполняется с сокращениями по заранее установленным правилам. Эти правила знает сервис - доверьтесь ему.
Бывает, кстати, что адрес места жительства не стандартный (улица, дом, корпус, квартира), а, например - улица, дом, этаж, квартира, комната - в таких случаях адрес нужно прописать через слэш (я показываю это в видео).
При заполнении заявления на сервисе можно указать, что будете использовать упрощенную систему налогообложения. Тогда сервис сформирует специальное заявление о переходе на упрощенку.
Если вдруг возникнут вопросы по заполнению заявления - пишите в комментарий под видео, обязательно отвечу!
Этап 5. Распечатка документов.
Прежде чем отправиться в налоговую нам нужно распечатать необходимые документы (которые сформирует сервис и выдаст в виде архива) и заплатить гос пошлину.
Необходимые документы:
1. Заявление Р21001 о регистрации ИП - распечатайте в двух экземплярах (на всякий случай). Печать должна быть только на одной стороне листа А4. Пока ничего подписывать и сшивать не нужно. Подписывать заявление нужно будет в присутствии налогового регистратора.
2. Копия паспорта - только те страницы, которые заполнены. Пустые страницы не сканируем. На одной стороне А4 можно уместить четыре странички паспорта (то есть два разворота). Двусторонняя печать не допустима. Подробнее - см. видео.
3. Заявление о переходе на упрощенку (в трех экземплярах). Подписать нужно в трех экземплярах. Этот документ нужен только в том случае, если будете использовать УСН. Если хотели работать с НДС, то этот документ будет лишним.
4. Реквизиты на уплату гос пошлины. Государственная пошлина за регистрацию ИП составляет 800 рублей. Уплатить ее нужно будет через банк.
На 2020 год есть ряд случаев, когда пошлину можно не платить - это подача документов по личной электронной подписи (усиленной квалифицированной) или подача документов через МФЦ, у которых с ФНС заключены соглашения об обмене документацией. Абсолютное большинство сегодня регистрируется с уплатой гос пошлины, поскольку покупка специальной электронной подписи на этапе регистрации - это лишняя трата времени и денег; с МФЦ ситуация следующая - далеко не все многофункциональные центры заключили соглашения с ФНС. В Москве такие соглашения есть только в половине районов. Если будете подавать документы через МФЦ без пошлины, то обязательно уточните, заключено ли соответствующее соглашение.
Кстати, пользуясь случаем, хотелось бы прокомментировать позицию некоторых юристов. Утверждают, что лучше оформить электронную подпись до регистрации ИП, потому что её все равно придется покупать для отчетности и торгов. Во-первых, не всем ИП нужна подпись для торгов. Во-вторых, коллеги почему-то забывают, что банки сегодня дают индивидуальным предпринимателям кучу бонусов при открытии расчетного счета. Почти все дают бесплатный год работы в различных сервисах, выпускающих электронную подпись за свой счет. Повторюсь - не вижу смысла тратиться на электронную подпись на этом этапе. Проще заплатить гос пошлину в 800 рублей (или узнать, есть ли соглашение МФЦ с налоговой).
5. Заявление о выдаче документов на бумажном носителе (в одном экземпляре). Не обязательный документ. Его тоже формирует сервис. Нужен, чтобы Вам выдали документы о регистрации ИП на бумажном носителе.
Собираем эти документы и едем в два места - банк и налоговую
Обязательно возьмите с собой паспорт!
Этап 6. Оплачиваем государственную пошлину.
Размер государственной пошлины - 800 рублей. Оплатить ее нужно по распечатанным реквизитам. Можно через сайт налоговой и без визитов в банк. Без визита в банк не дадут кассовую квитанцию. Впрочем сегодня Вы не обязаны прикладывать квитанцию. Налоговая сама проверяет (по ИНН), какие платежи Вы провели. Подтверждающие документы для этого не нужны.
Вспоминая про человеческий фактор налоговых инспекторов - я всё же рекомендую потратить немного времени и заехать в банк по пути в ФНС. Все что нужно сделать в банке - дать реквизиты операционисту, продиктовать свой ИНН и заплатить 800 руб. В результате получите квитанцию об оплате, которую передадите в налоговую.
В видео я показываю более подробно, как оплатить государственную пошлину.
Этап 7. Едем в налоговую и подаем документы.
Направляемся в налоговую, которая была указана на сервисе (этап 1). В Москве всегда ИФНС №46, в регионах могут быть единые регистрационные центры (если центров нет, то адрес налоговой берем прямо с сервиса).
В налоговую нам нужно представить:
1. Заявление на регистрацию Р21001, пока не подписанное, не сшитое
2. Копию паспорта
3. Заявление о переходе на УСН (3 экземпляра)
4. Квитанция об уплате государственной пошлины (не реквизиты, а именно квитанция из банка, если платили через него)
5. Заявление о выдаче документов на бумажном носителе.
Подписывать документы нужно в присутствии налогового инспектора, предъявив оригинал паспорта!
По результатам подачи заявления Вам дадут расписку, где будут перечислены все поданные документы. Одновременно налоговый инспектор назначит дату, когда нужно будет прийти за документами о регистрации ИП (это лист записи ЕГРИП и уведомление о постановке на налоговый учет). Если вдруг Вы не придете за документами в эту дату, то их отправить почтой по адресу места жительства.
Срок на регистрацию ИП - 3 рабочих дня, не считая день подачи заявления.
Этап 8. Получаем документы о регистрации.
Через 3 рабочих дня налоговая выдаст лист записи ЕГРИП и уведомление о постановке на налоговый учет.
Из этих документов будет следовать, что Вы теперь индивидуальный предприниматель. Однако - в документах Вы не найдете информацию о том, что теперь находитесь на упрощенной системе налогообложения (если подавали заявление о переходе). В листе записи ЕГРИП будет указано, что Вы заявление о переходе подавали, но о результатах рассмотрения этого заявления ничего указано не будет. Фактически - Вас, конечно, переведут на УСН. Но иногда контрагенты требуют подтверждения этого статуса.
Как это подтверждение получить? Подать в ИФНС отдельное заявление в произвольной форме на выдачу информационного письма об используемом специальном налоговом режиме (то есть упрощенной системе налогообложения). В заявлении нужно попросить налоговую также предоставить информацию о периоде использования специального налогового режима и текущем статусе его применения.
Надеюсь, что статья была Вам полезна!
Обязательно посмотрите подробное видео и подписывайтесь на канал, если Вам интересны правовые аспекты ведения бизнеса!
В следующих статьях буду рассказывать о том, что делать после регистрации ИП (видео уже есть на канале), о специальных налоговых режимах, а также о правовом статусе ИП, самозанятых и ООО.
Буду рад ответить на Ваши вопросы и комментарии!
С уважением,
Александр Телешинин.