Найти тему
Nika, risk plan

"Хитрый" договор, позволяющий обмануть заказчика

И вроде бы догадаться, что именно в этом месте договора кроется обман, может каждый заказчик... Но почему-то не всегда догадывается....

Международная практика делит договоры на два вида:

  • договоры с твердой ценой и
  • договоры "затраты плюс".

И, если в договорах с твердой ценой указывается точная стоимость товаров (работ, услуг), то в договорах "затраты плюс" - прописывается размер вознаграждения исполнителя и обязанность заказчика компенсировать ему затраты на выполнение его обязательств.

Пример договора "затраты плюс"

Агентство недвижимости заключает договор с застройщиком, согласно которому ищет для него покупателей объектов недвижимости. За это оно получает вознаграждение в виде процента от стоимости продажи помещений. Для привлечения покупателей агентство также организует рекламную компанию продаваемых помещений. Средства, потраченные на рекламу, застройщик компенсирует агентству.

Риском такого договора в международной практике является завышение компенсационных затрат. В данном случае существует вероятность применения мошеннической схемы, когда в договорах с третьими лицами будет поставлена априори завышенная цена, включающая в себя так называемый «откат».

Продолжение Примера

Если мы обратимся к нашему примеру, то в данном случае может быть завышена стоимость рекламных услуг, а откат получит агентство.

Кроме того, в этом случае существует и налоговый риск: налоговикам могут не понравится раздутые расходы заказчика.

Для того, чтобы избежать подобного риска, можно прописать в договоре:

  • процедуру согласования размера компенсируемых расходов (так делают, например, при заключении договоров генподряда, но забывают почему-то, забывают об эффективности такой практики, если в договоре речь идет об услугах );
  • указать, что если компенсируемые затраты не превысят определенную сумму, исполнитель получит "премию". Конечно, следует учитывать, что стремление достигнуть такой экономии в конечном итоге не должно отразиться на качестве услуги или товара, приобретенного для заказчика, а потому требования к качеству товаров (работ, услуг) также должны быть четко определены.

Фрагмент статьи автора "10 налоговых и финансовых рисков торгово-посреднических операций" . Полный текст можно прочесть в журнале "Планово-экономический отдел" № 11/2015

Сайт компании Nika, risk plan Страница компании в fb

Курс повышения квалификации: Управление бухгалтерией. Организация ведения бухгалтерского и налогового учета на предприятии