Кинематограф диктовал моду всему Советскому Союзу. Нужно отдать должное художникам по костюмам того периода, они делали невозможное - создавали интересные и стильные образы во время жуткого дефицита. Тем самым вдохновляли не одно поколение советских модниц.
Но, почему режиссеры боялись показать положительную героиню более стильно чем отрицательную?
С этим вопросом я обратился к стилисту Юле Шпильке, которая увлечена историей моды в кинематографе и пишет в своем блоге о психологии имиджа, стиля по образам из кино. И вот что ответила Юлия.
За время существования советского кинематографа сложились нерушимые законы, которые разделяли на «хорошего» и «плохого» каждого из героев при помощи одежды.
Положительные герои появлялись на экране в скромных и не привлекающих внимания вещах. Если же в образе присутствовала хотя бы одна яркая деталь или излишнее внимание к вопросам моды, значит перед нами персонаж сомнительный.
Модные фасоны, броский принт, яркие детали, экстравагантные прически или макияж, крупные аксессуары и обилие украшений с первого взгляда выдавали шпионов, злодеев, аферистов, склочниц, наводчиц, ветренных или порочных женщин.
Возьмем, к примеру, фильм «Бриллиантовая рука» и рассмотрим образы исполнительниц двух женских ролей.
Как только превосходно одетая героиня Светланы Светличной появляется в кадре, нам становится ясно, что это не советская женщина. Однозначно она выделялась на фоне остальных героинь. Роскошная блондинка с ярким макияжем в дорогих светлых импортных вещах.
Светлые вещи и сейчас считаются символом роскоши, а в те времена, еще и труднодоступная редкость. Подражать стилю Анны Сергеевны осмеливалась не каждая советская женщина, опасаясь осуждения общества.
В противовес Анне Сергеевне рассмотрим Надю, жену Горбункова. Нельзя сказать, что одета она безвкусно или немодно. Аккуратно зачесанные волосы, максимально незаметный макияж, образы ее простые, сдержанные, незаметные, транслирующие нужное идеологическое послание.
В рамках советской культуры выглядеть не так, как все, порочно: «руссо туристо — облико морале».
По моему мнению, внешний вид советских героинь - это не просто режиссерское виденье или каноны советского кинематографа. Все дело в культурном коде нации. В понимание поведенческих реакций, ментальных особенностей, народной психологии.
Кому на Руси жить хорошо? Никому. Всем плохо, потому и герои.
В нашем с вами культурном коде бесконечные истории про страдания, тяготы и боль. Когда есть выбор радоваться или страдать — наши люди, не раздумывая, упадут в бесконечные страдания и переживания.
Я бы сказала, что страдание для нас, некая форма медитации. Если ты не страдал, не «прошел огонь, воду и медные трубы» чтобы что-то получить, то и внутренней ценности этому нет.
А если, не дай бог, без вот этого всего ты выглядишь хорошо, одет с иголочки, ездишь в «булочную на такси», значит не «нажито непосильным трудом».
Вот вам и весь феномен стильных образов советских женщин. А вы что думаете?
Кстати, если вас заинтересовала эта тема, почитайте статью Юли о том, как связаны советские фильмы и печальный внешний вид современных мужчин
См.: Новости кино · Обзоры фильмов · Факты о кино · Ещё...