Найти тему
МужскойБлокнот

Проблемы школьного образования и вечный вопрос Чернышевского – «Что делать?»

Фото с yandex/image
Фото с yandex/image

Как оказалось, проблема современного школьного образования волнует не только меня. Не то что бы это удивляет, просто есть большая разница между просто выражением недовольства и готовностью обсуждать проблему, искать ее решение.

В моем понимании, источники возникновения и существования проблем в следующем:

  • Отсутствие «государственного заказа» на результат обучения. Современные менеджеры от министерства образования понятия не имеют, кого и для каких целей готовят их образовательные программы. Те, кто учился при Советском Союзе, прекрасно помнят, что школа не только давала начальные знания, но и формировала личность, необходимую обществу в то время.

Растерянность чиновников связана с полным отсутствием идеологии развития современного российского общества. Благородство - не в почете; время православия как идеологии давно минуло; патриотизм – для большинства пустой звук, ибо это осознанное решение, а с осознанием сейчас у людей трудновато; в светлое будущее уже никого не заманишь.

  • Отказ от отработанных методик Советского Союза, в которых осмысленное изучение предметов из разных областей жизни, позволяло хотя бы каким-то крохам знаний задержаться в головах даже самых твердолобых.

Современная, в моем видении прозападная, система образования требует от детей формального заучивания, причем объем заучиваемого материала сильно вырос, что приводит, прежде всего, к снижению качества усвоения материала, а с другой стороны к обесцениванию самой информации.

Достаточно сдать анкетный экзамен, а потом можно все забыть. И информация действительно выветривается из памяти буквально на следующий день. А через год эти дети не могут найти на карте Индию, Вьетнам или Бразилию, путают Шопена со Штирлицем, а Ньютон у них рэп-певец.

  • Кто-то решил, что упрощенный формат сдачи экзаменов, позволяет включить в программу гораздо большее количество узкоспециальных знаний. Из-за чего программу стало просто не возможно полноценно усвоить.

Я неоднократно слышал от родителей: «Ты представляешь, им это дают в пятом классе! Да дети в таком возрасте и понять-то не могут о чем речь!» А тем детям, которые все таки стараются понять и усвоить новую программу, все чаще приходится бороться с неврозами разной степени тяжести.

  • Полное отсутствие у школьников понимания ключевого момента обучения – самообразования. Если человек не хочет учиться, его никто ничему не сможет научить. А самообразование – это суть обучающего процесса, учитель только помогает и направляет процесс для скорейшего усвоения материала.
  • Гаджеты и соцсети стали неотъемлемой частью нашей жизни. Расширяя круг общения, стирая расстояния и границы, они становятся еще и рассадником низкопробного контента, отучают думать и запоминать, стерилизуют наш язык.

При безрассудном использовании не дополняют, не дают новые возможности, а стирают грань между реальностью и иллюзией, дают ощущение ложной свободы и вседозволенности. И конечно, наиболее подвержены разрушительному воздействию наши дети. Становится все труднее и труднее объяснить парадигму возникновения прав и обязанностей.

Эйнштейну приписывают слова: «Я боюсь, что обязательно наступит день, когда технологии превзойдут простое человеческое общение. И мир получит поколение идиотов».

Дальше по Чернышевскому – что делать?

1. Без идеологии, как концепции развития общества, эволюция невозможна ни в одной из частей общественной жизни. А если нет развития, общество деградирует.

2. Снова переделывать образовательную программу, опираясь не только на проверенные временем методики XX века, но и стараясь сформировать комплексное восприятие окружающего мира, заложить основы осознания взаимосвязанности всех процессов.

3. Новое время выдвигает более жесткие требования к уровню знаний специалистов. Но общество не однородно - не все могут достойно принять этот вызов. Полагаю, будет правильным вернуть дифференцированный подход к учащимся:

Обязательную программу начальной и средней школы – упростить до уровня принципиально важных знаний в письме, литературе, музыке, географии, истории, биологии, физики, химии и математики.

Для способных и одаренных выделить школы с углубленным обучением по ряду дисциплин.

Для особо «одаренных» возродить спецшколы с «воспитательным» уклоном.

Узаконить платное надомное обучение для социально-деструктивных подростков.

Установить систему аккредитации частных школ на коммерческой основе.

Помимо этого:

Наделить педсовет школы правом при участии родительского комитета исключать учеников из учебного заведения или переводить в спецшколы.

Запретить использование денежных средств физических и юридических лиц в административно-хозяйственной деятельности государственных учебных заведениях.

4. Нежелание учиться – не лечится. В мое время, это «не хочу» меркло перед перспективой до конца жизни мести улицы и чистить мусоропроводы. Сейчас такая перспектива никого не пугает, поэтому вариант один – спецшкола и на свободу с чистой совестью. Читать, писать, деньги считать научат и хватит.

5. Уже во многих учебных заведениях применяют жесткий принцип: гаджеты только в личное время. На уроках они лежат выключенные в шкафчиках у входа в класс. Просто и эффективно.

Как-то так!

Надеюсь, дополните или поправите, если в чем-то ошибаюсь!