Эта история началась во время Великой Отечественной войны, когда московский Художественный институт им. Сурикова был эвакуирован в Самарканд. С ним вместе приехал студент, будущий известный художник Игорь Витальевич Савицкий (1915-1984), который навсегда полюбил эту древнюю землю.
Второй раз Игорь Савицкий оказался там в 1950-м: после жёсткого отбора он стал одним из участников Хорезмской археолого-этнографической экспедиции, финансируемой самим Сталиным. Именно благодаря изысканиям экспедиции, была раскопано древнейшее государство - Хорезм.
В один прекрасный момент, Савицкий решил навсегда здесь поселиться: бросил жену, московскую квартиру и мастерскую на Арбате.
В этом решении была не только привязанность и любовь к древней истории, но и более серьёзные мотивы. При большевиках на его семью были гонения. Его дед - Т.Д. Флоринский был известным учёным-славистом, которого расстреляли во время красного террора. Отец происходил из польских евреев и был известным юристом. Родителей Савицкого незаслуженно признали врагами народа, а его самого однажды продержали на Лубянке, где безжалостно избивали. Поэтому, решив переселиться в Каракалпакстан, Савицкий без сожаления уехал из Москвы.
В пустыне Каракалпакстана Игорь Савицкий собирал предметы старины, изделия из металла, вышивки, браслеты, ковры, ткани ручной работы.
В 1966 г. он был назначен директором Каракалпакского историко-краеведческого музея в городе Нукусе, расположенном в пустыне, в глухой провинции на границе Узбекистана и Туркменистана.
Его работа по поиску и сохранению предметов старины и прикладного творчества талантливого народа, была общеизвестна.
А о другой тайной деятельности Игоря Савицкого знали только единицы.
Он искал и тайно собирал полотна художников-изгоев и прятал их в тайниках и архивах музея. В то время многих художников, не желающих писать картины под копирку со знаком «соцреализм», преследовали, их полотна отправляли на периферию в забытые богом уголки, «хоронили» в запасниках и архивных отделах провинциальных музеев, оставляли без присмотра в мастерских неугодных власти умерших художников.
Игорь Витальевич неутомимо их находил, привозил, тщательно сохранял. Неважно, что какие-то из них были без рам, с дырами и трещинами.
Кто-то отдавал полотна просто так, у кого-то он выкупал их за копейки, кому-то оставлял расписки и расплачивался частями.
Всю зарплату Савицкий тратил именно на приобретение уникальных картин, а сам ходил в обносках, ночевал в музее на старом диване, и питался чем придётся. Даже, бывало, хитрил: изменял названия работ, скрывал имена авторов, чтобы закупочная комиссия приобрела авангардные полотна, как официально разрешённые. Молодой Шемякин, например, числился, как - неизвестный художник.
В Министерстве культуры Узбекистана и в музеях, у местных властей Савицкий был завсегдатаем с протянутой рукой, потому что денег на приобретение никому не нужных картин не хватало. Росли долги.
Словом, всю жизнь положил на приобретение и закупку запрещённого искусства. В ущерб собственному творчеству.
После его смерти остался долг в 1,5 млн советских рублей, за которые музей годами расплачивался и не мог легализовать значительную часть коллекции.
По миру ходили слухи о несметных богатствах музея в пустыне. Но никто никаких сокровищ не видел.
Савицкий серьёзно рисковал своей жизнью: имена художников-диссидентов, картины которых он сохранил, тогда нельзя было даже произносить.
За 17 с лишним лет Игорь Витальевич - Савицкий собрал коллекцию в 100 тысяч единиц живописи, графики, скульптуры, в которых прослеживается целая эпоха советской и русской культуры.
Истинный патриот Игорь Савицкий спас уникальные произведения искусства своих коллег-художников от уничтоженья и забвенья:
Александр Волков, Валентин Юстицкий, Михаил Гайдукевич, Владимир Комаровский, Михаил Курзин, Владимир Тимирев, Елена Коровай, Виктор Уфимцев, Александр Козлов, Василий Лысенко, Надежда Кашина, Николай Карахан, Климент Редько и др.
Государство Узбекистан высоко оценило деятельность Игоря Витальевича Савицкого, присвоив ему высшую награду страны посмертно – орден «За заслуги перед Отечеством» (2002 г.)
Сегодня Государственный музей искусств города Нукуса, носит имя Игоря Савицкого. Его коллекция считается второй в мире после Русского музея и лучшей на всём Азиатском континенте.
PS
И.В. Игорь Витальевич Савицкий умер после продолжительной болезни 27 июля 1984 года в больнице в Москве. С ним простились московские друзья, художники, искусствоведы в Государственном Музее искусств народов Востока.
И.В. Савицкий похоронен на русском кладбище в Нукусе, где на его могиле установлен памятник с надписью: «Гениальному спасителю красоты — от благодарных потомков».
Друзья, ставьте лайк, если материал был интересен, подписывайтесь на канал. Спасибо за ваше внимание!