Эксперт рассказывает, почему «пенсионерский» стиль езды вреден для мотора и как избежать проблем.
Одна из «гаражных мудростей» гласит:
Необходимо «прожигать» двигатель регулярными поездками на максимальной скорости по трассе. От этого мотор работает лучше, перестают плавать обороты, мощи больше и проще заводится в морозы. Даже снижается расход топлива.
Давайте разберемся, что здесь правда, что вымысел. А еще выясним, как помочь мотору самоочиститься и при этом не налететь на штрафы.
Частота вращения коленчатого вала, или, по-простому, обороты, колеблется в довольно широких диапазонах. У большинства бензиновых двигателей это примерно 650–6500 об/мин, а у дизелей 600–4500 об/мин.
В чем опасность езды на малых оборотах?
Современные коробки передач, как автоматические, так и механические, способствуют работе двигателя с большой нагрузкой и малыми оборотами. Да и сами водители порой не любят раскручивать мотор до больших оборотов. Мол, в таком режиме двигатель интенсивней изнашивается. Если едут на автомобиле с механикой, то переключаются на повышенную как можно раньше. А если машина оснащена автоматической коробкой, то стараются сильно не нажимать на педаль акселератора. Вариаторы и гидромеханические автоматы при этом стремятся обеспечить такое передаточное отношение, при котором коленвал вращается не быстрее 2000 об/мин, с какой бы скоростью вы ни ехали. Такой режим не продлевает срок службы двигателя. Нагружены детали кривошипно-шатунного механизма и велико давление поршня на стенку цилиндра. И все это в условиях, когда масляный насос имеет небольшую производительность. Это грозит быстрым протиранием антифрикционного слоя на вкладышах коленвала, да и на поршнях тоже. А дальше поршни начнут болтаться в цилиндрах. Это снижает эффективность работы поршневых колец и приближает капитальный ремонт двигателя.
Если хотите, чтобы мотор значительно больше проехал, чем указано в гарантийных обязательствах, давайте жару ему. Двигатель нуждается периодически в повышении оборотов для очистки камер сгорания и свечей зажигания от нагара. Большое количество отработавших газов, которое бывает только на высоких оборотах, полезно и для прочистки элементов турбокомпрессора. Перепускной клапан или управляемый сопловой аппарат турбины (в зависимости от ее конструкции), не работают во всем диапазоне, если ездить постоянно по-пенсионерски. От этого они начинают терять подвижность.
Например, у двигателей автомобилей ваз вращение клапанов газораспределительного механизма вокруг своей оси под действием вибраций пружины, без которого они неравномерно и быстро изнашиваются, а затем и прогорят, начинается только с 4000 об/мин.
Зимой усугубляется ситуация тем, что двигатель эксплуатируется зачастуюн непрогретым. Это приводит к конденсации влаги в картере двигателя, которая смешивается с моторным маслом, тем самым ухудшая его смазывающие свойства. Таким двигателям нужна «прожарка» масла, которая возможна в относительно теплый для зимы день и при движении автомобиля с большими оборотами и скоростью. При этом выпарится влага из масла практически бесследно.
Итак, полезно гонять мотор на больших оборотах, вот только как именно это делать? Ну, естественно, не на стоянке. Нагрузка на мотор на месте при прогазовках очень невелика. Он крутит сам себя, вспомогательные агрегаты, да и только. Придется выезжать на дорогу.
Как на самом деле помочь мотору
Нужно в сухую хорошую погоду выехать на свободную многополосную прямолинейную трассу (а лучше магистраль) и ехать при оборотах двигателя выше 5000 в минуту на протяжении хотя бы получаса, а лучше часа. Для этого при скорости порядка 100 км/ч нужно ехать на четвертой передаче (если коробка механическая). На машине с автоматом выберите ручной режим управления и переключитесь на одну или две передачи ниже. Не бойтесь переборщить — электроника не даст вам загнать стрелку тахометра слишком далеко в красную зону. Агрегаты не пострадают.
С вариаторами все то же самое. Переводим селектор коробки в позицию ручного управления виртуальными передачами. Добиваемся подбором передачи работы двигателя на оборотах не ниже 5000 об/мин. И не удивляйтесь большому расходу топлива на этом отрезке пути — все же чистка и продувка мотора того стоит.
Словом, есть в этом мифе изрядная доля правды. Полезно иногда двигателю поработать в предельном режиме. Так надо ездить хотя бы раз за пару тысяч километров пробега. Стритрейсерам и прочим любителям «летать» на запредельных скоростях эти рекомендации ни к чему — вы и так изрядно нагружаете свой двигатель, и моторы у вас изнашиваются по другим причинам. Все эти рекомендации — для водителей, исповедующих спокойный стиль езды, но желающих продлить срок службы двигателя. Оценить увеличение ресурса напрямую невозможно, но вы сами почувствуете пользу от такой процедуры. Конечно, проводить ее надо на уже походившем автомобиле, с пробегом за 30 000 км, но если первая зима настанет раньше, чем вы накатаете такие цифры на одометре, то «прожарка» масла потребуется по фактической погоде.