Найти в Дзене
ГЕОИСТОРИЯ

Одни из древнейших произведений искусства в истории человечества – три великолепные скульптуры

Возраст находок насчитывает десятки тысяч лет и это прямое доказательство образного мышления человека такой дальней эпохи, история уникальных находок. Наверное, начнем с самой древней, старой и, на мой взгляд, самой интересной скульптурой из этой троицы. 1. Человеклев – возраст не менее 40 тысяч лет Это статуя существа с человеческим телом и львиной головой, найденная археологами в Германии. Она сделана из бивня мамонта, статуя считается одной из древнейших известных скульптур в мире и самой древней зооморфной скульптурой. Многие учёные полагают, что фигура представляла собой изображение божества и (или) являлась предметом религиозного поклонения. После проведения радиоуглеродного анализа возраст человекольва был определён в 32 тыс. лет, но позднее была произведена новая датировка, в соответствии с которой возраст скульптуры составляет около 40 тыс. лет. Скульптура имеет высоту 29,6 см, ширину 5,6 см и толщину 5,9 см. Она была вырезана из бивня мамонта с использованием каменного ножа,

Возраст находок насчитывает десятки тысяч лет и это прямое доказательство образного мышления человека такой дальней эпохи, история уникальных находок.

Наверное, начнем с самой древней, старой и, на мой взгляд, самой интересной скульптурой из этой троицы.

1. Человеклев – возраст не менее 40 тысяч лет

Это статуя существа с человеческим телом и львиной головой, найденная археологами в Германии. Она сделана из бивня мамонта, статуя считается одной из древнейших известных скульптур в мире и самой древней зооморфной скульптурой. Многие учёные полагают, что фигура представляла собой изображение божества и (или) являлась предметом религиозного поклонения. После проведения радиоуглеродного анализа возраст человекольва был определён в 32 тыс. лет, но позднее была произведена новая датировка, в соответствии с которой возраст скульптуры составляет около 40 тыс. лет.

Фотография скульптуры «Человеклев»
Фотография скульптуры «Человеклев»

Скульптура имеет высоту 29,6 см, ширину 5,6 см и толщину 5,9 см. Она была вырезана из бивня мамонта с использованием каменного ножа, сделанного из кремня. На левой руке фигурки вырезаны семь параллельных горизонтальных линий. Разумеется, автор скульптуры неизвестен.

Интересная история обнаружения скульптуры

Во время раскопок в начале 1930-х годов в долине Лонеталь в скальном массиве Холенштайн, в Швабском Альбе неподалёку от города Ульм, немецкие археологи обнаружили систему пещер с большим количеством доисторических артефактов. В 1937 году начали проводиться систематические археологические раскопки в пещере Штадель и два года спустя, 25 августа 1939 года, Отто Фёльцинг обнаружил сотни осколков бивня мамонта. Это был предпоследний день раскопок, которые прервались по причине начала Второй мировой войны. Без проведения какого-либо научного анализа находки были сданы на склад.

Тридцать лет спустя, в 1969 году, профессор Йоахим Хан во время составления списка артефактов в музее заметил сходство между осколками и догадался, что они представляли собой фрагменты статуэтки. Он провёл работу по реставрации, составив из примерно двухсот осколков человекоподобную фигуру без головы и других фрагментов частей тела. Ранее археологи находили лишь фигурки, представлявшие собой различных животных и птиц, но подобная, столь ранняя морфологическая комбинация человека и животного была найдена впервые. Йоахим Хан расценил фигурку как «выражение мистическо-религиозных чувств людей каменного века».

«Человеклев» как часть экспозиции в городском музее в Ульме, Германия
«Человеклев» как часть экспозиции в городском музее в Ульме, Германия

К осени 1987 года в распоряжении учёных оказалось ещё некоторое количество осколков, с помощью которых в Государственном музее Вюрттемберга в Штутгарте историк Элизабета Шмидт и реставратор Уте Вольф вновь в течение полугода проводили реставрационную работу, восстановив также и голову статуэтки. С 1988 года фигурка находится в экспозиции музея. По состоянию здоровья Отто Фельцингу, который обнаружил те самые фрагменты, которые он спешно сдал на склад, так и не удалось увидеть человека-льва, в восстановленном виде. Он умер в Нойнкирхене в 2001 году.

2. Венера Виллендорфская – возраст около 29 500 лет (на 2015 год)

Небольшая статуэтка женской фигуры, обнаруженная в одном из древних захоронений граветтской культуры близ местечка Виллендорф в Вахау, посёлке коммуны Агсбах, в Австрии археологом Йозефом Сомбати 7 августа 1908 года. Вместе с гальгенбергской венерой (речь о которой пойдет ниже) экспонируется в венском Музее естествознания в Австрии.

Венера Виллендорфская – вид спереди
Венера Виллендорфская – вид спереди

Статуэтка высотой 11 см вырезана из оолитового известняка, который не встречается в данной местности (что говорит, возможно, о передвижениях древних народов) и подкрашена красной охрой.

Венера Виллендорфская – вид сбоку
Венера Виллендорфская – вид сбоку

Фигура женщины выполнена в реалистическом стиле. Её грудь, живот и бёдра имеют большие округлые формы. Чётко выраженные линии подчёркивают пупок, половые органы и руки, сложенные на груди. На голове видны хорошо вырезанные волосы или головной убор; черты лица при этом полностью отсутствуют.

Некоторые специалисты отождествляют её с Матерью-Землёй — хтонической богиней плодородия, почитавшейся в доиндоевропейской Европе. На 2005 год стоимость статуэтки оценивалась в 60 млн долларов.

3. Венера Гальгенбергская - возраст около 30 тысяч лет

«Палеолитическая венера» ориньякской культуры. Обнаружена в 1988 году недалеко от города Штратцинг в Австрии, где ранее была обнаружена Венера Виллендорфская.

Венера Гальгенберга в Музее естественной истории в Вене, Австрия
Венера Гальгенберга в Музее естественной истории в Вене, Австрия

Две статуэтки обычно выставляются в одном и том же шкафу в Музее естественной истории в Вене, чтобы подчеркнуть особый характер этих двух «старых леди», как ласково называют их кураторы выставок.

Высота «танцующей» фигурки составляет 7,2 см и весит при этом всего 10 грамм. Статуэтка вылеплена из блестящей зеленой серпантиновой породы, которая находится в непосредственной близости от того места, где была обнаружена статуэтка.

Поскольку на статуэтке изображена «танцующая поза», ей было дано прозвище «Фанни» в честь Фанни Эльсслер, австрийской балерины 19-го века.

Если понравилось – подпишись, поставь лайк и оставь комментарий