Коронавирус в очередной раз подтвердил банальную в общем-то истину: налет цивилизации на человечестве тонок и хрупок, и любая чрезвычайная ситуация способна обнажить то, что до поры до времени скрывается под ним.
Нынешняя пандемическая история показывает, что Средневековье никуда и не думало уходить, а лишь ждало случая, чтобы презентовать современности свои «наработки» и взгляды на мир.
Метро
Эту сцену я наблюдал в московском метро, когда мегалазарет в китайском Ухане только начинал строиться. Заходят в вагон два слегка подвыпивших молодых человека, один из которых тут же уставился на пару девушек азиатской внешности, стоящих рядом со мной, и громко, с нотками агрессии, говорит другому: «Э, а чё ЭТИ без масок?». Девушки благоразумно сделали вид, что ничего не услышали, хотя все прекрасно поняли. За минуту до этого они на хорошем русском обсуждали свой полет из Астаны в Москву. И если что, во всем вагоне в масках не было никого.
Самолет
Рейс Москва-Афины за пару дней до тотального карантина в Италии. Мое место у прохода, а два оставшихся заняла парочка ЗОЖ-ных ( вынужденно узнал все подробности их жизни, поскольку все 4 часа полета рты моих спутниц не закрывались) модно прикинутых женщин возрастом сильно за 50. Женщины подготовились к полету основательно: маски-полупротивогазы и какие-то эвкалиптовые спреи, которыми они периодически орошали воздух вокруг себя. В какой-то момент они расслабились, сняли мешавшие болтовне маски, забыли про свои спреи и полностью сконцентрировались на обсуждении перипетий личной жизни какой-то своей подружки. И вдруг мирное воркование взорвало злобное шипение: «Опять ЭТИ!». Несколько истеричных пшиков - и в воздухе повисло эвкалиптовое облако. Маски-противогазы были возвращены на лица со скоростью, перекрывающей нормативы ГТО/ОВП. Всю эту воздушную тревогу спровоцировал то ли китайский, то ли корейский папа, ведущий двух своих детенышей в WC. Причем все трое были в масках, и они были единственными азиатами на весь салон.
ЭТИ
Во всех коронавирусных бедах везде, кроме, пожалуй, Китая винят иностранцев, одаривая их настороженностью и подозрительностью. И небезосновательно. В Эмиратах вирусную статистику сделали китайцы, иранцы и ... россияне. В Армении и Грузии первыми заболевшими были иранцы, в Азербайджане – гражданин России. В Европе примерно то же самое. И если поначалу народ за 3 версты обходил людей с дальневосточным фенотипом, то впоследствии стал шарахаться, заслышав итальянскую речь. До того, чтобы аналогичным образом реагировать на любую другую непонятную, осталось совсем немного.
Но фобии нарастают не только по отношению к иностранцам. Соотечественники, вернувшиеся из неправильных стран, также становятся в сознании обывателя изгоями. Пример Украины с закидыванием «этих» камнями, пусть и не совсем чистый из-за примеси политики, тому подтверждением.
Думаете, россияне так уж сильно отличаются от своих соседей? В моем московском офисе, где трудятся сплошь люди с высшим образованием, «мамаши» устроили форменную истерику, прочитав, что группу вернувшихся из Китая россиян поместили на карантин в Казани: «Все ближе к Москве зараза подбирается, не могли их что ли куда-нибудь в тайгу отправить». Ну а когда инфекционный госпиталь открыли в московской Коммунарке....
Средневековье
Все идет к тому, что в качестве угрозы и опасных чужаков будут восприниматься не только абсолютно все иностранцы, но и любой, кто перемещается в пространстве. Совсем как в дремучем средневековье, где любой чужестранец подвергался допросу с пристрастием при попытке пройти сквозь городские ворота.
Собственно, это уже происходит в Италии. А ситуация с Венецией там особенно символична. Город, в котором, собственно, и появились слова «лазарет» и «карантин», на новом витке своей истории воспроизводит чумной карантин XIV века.
Да, коронавирус не навсегда. Все чрезвычайные меры, введенные по его поводу, рано или поздно отменят. А вот средневековая подозрительность к чужакам, как стало модно говорить в последнее время, уже не обнулится. Потому что со Средневековья и более давних времен по большому счету не обнулялась никогда.