Если ты хочешь стать целым, — позволь себе быть разделенным на части.
Если ты хочешь стать полным, — позволь себе быть пустым.
Если ты хочешь получить все, — отпусти все.
Лао Цзы
Бизнес пошел на спад, так что вы все переквалифицированы в рабов.
Футурама
Когда я думаю, с чего начать, вспоминаю свои сны о свободе, о серой безликой пустоте, которая остается после распутывания клубка человеческих иллюзий. У каждого есть та вещь, от которой подворачиваются пальцы на ногах. Моя — свобода.
Ошибка, которую делают люди на пути к свободе, — бегут из рабства. Бегут, пока место их заключения не скрывается из виду. Пока не перестают слышать визги плетей своих угнетателей. Они находят чудесную пещеру с фруктовой рощей поблизости, со звонко журчащим ручьем. Их дыхание перестает хрипеть от усилий. Жизнь в неволе начинает казаться сном, ночным кошмаром. Ежедневные заботы затягивают, они больше не видят тюрьмы, и она словно перестает существовать в реальности. Они уверены, что свободны.
Я человек порядка. Есть план и талмуд в голове с тем, как все устроено. Целая прорва правил и концепций. Но люди приходят в мою жизнь и вносят беспорядок, нарушают правила, отвлекают меня. В детстве я аккуратно складывала в пенал ручки, карандаши, линейку, точилку. Каждая вещь была на месте, под отдельной резиночкой. А потом одноклассники вытрясали пенал, разбрасывали содержимое по полу, кидали пенал в корзину для мусора. И я не всегда находила все колпачки от ручек, и позже, дома плакала. Не потому что жалко пенал, а потому что все было так ровно, красиво, упорядочено, а они испортили это. Бессмысленный, разрушительный акт.
Я до сих пор не выучу урок о том, что мир хаотичен, что это его естественное состояние. Не важно, каким образом и где лежит ручка, главное, что ты ей напишешь. А если отняли ручку, можно писать чем-то другим. Кровью или дерьмом, как Маркиз де Сад. Дерьма в нас хватает всегда.
Место, время, инструменты — только декорации. Люди используют отсутствие реквизита в качестве оправдания, чтобы не играть пьесу. "Я не побегу 2 километра, я форму дома забыл". Мы праздные подростки, которые никак не повзрослеют, не научатся брать ответственность на себя.
Человеческий разум хорош в деле создания иллюзий. Иллюзии свободы, иллюзии неволи, иллюзии правоты, иллюзии беспомощности. Мозг не способен жить без иллюзий, мы мыслим словами, которые лишь грубая пародия на реальность, но создают иллюзию познания реальности. Что остается, если их отбросить? Сознание. Мое сознание, сознание людей, животных, земли, деревьев, камней, гор, рек. Одно бесконечное заблудившееся сознание, расколовшееся на много кусочков, как зеркало в "Снежной королеве". Оно хаотично и перепутано между собой, и мой осколок зеркала никогда не покажет истинной картины мира, потому что это только один осколок. Чтобы увидеть мир, мне нужны они все. Как говорят буддисты, чтобы понять камень, нужно стать камнем. Чтобы понять дерево, нужно стать деревом. И только логично, что чтобы увидеть полную картину, увидеть абсолютную правду, нужно понять каждого человека, стать каждым человеком. А в первую очередь, перестать отрицать собственные человеческие стороны. Перестать быть человеком возможно только, когда воплотишь человеческое в полную силу и поднимешься над ним.
Роман Германа Гессе "Сиддхартха" рассказывает о двух друзьях Сиддхартхе и Говинде. Оба юноши заинтересовались учением Будды. Говинда отправился странствовать за учителем, внимать его мудрости. Сиддхартха не ограничил свой опыт отшельничеством. Жизнь среди людей открыла ему глаза на те бури, что бушуют внутри его сердца. Он посмотрел в лицо своим демонам и достиг просветления.
Такое решение идет вразрез с интуицией. Если хочешь стать святым, не иди в бордель, — так рассуждает обычный человек. Но разве это сложная задача — быть безупречным, живя в отшельничестве? Легко быть хорошим, когда вокруг только молчаливая природа, принимающая тебя с распростертыми объятиями. Как остаться святым в борделе? Святой ли ты, если избегаешь борделей? Как быть верным своему пути в хаосе людского общества? Люди затягивают в суету, мелочность и бестолковость. Ты смотришь на себя среди людей и не узнаешь. Это как будто другой ты.
Сын одного раввина повадился ходить в лес. Поначалу отец позволял ему гулять, но со временем тревоги его росли. Однажды он сказал сыну: "Знаешь, я заметил, что ты каждый день отправляешься в лес. Скажи мне, зачем ты туда ходишь?" Мальчик ответил: "Я хожу туда, чтобы найти Бога". "Это похвальное занятие, — мягко сказал отец. — Я рад, что ты ищешь Бога. Но, дитя мое, разве ты не знаешь, что Бог одинаков повсюду?" "Да, — ответил мальчик, — но я нет". [история Ричарда Лува]
Уединение необходимо, чтобы найти Путь, найти Бога. Но чтобы воплощать собой Путь, быть Богом, нужно вернуться в мир. Иначе есть риск навсегда остаться учеником, поклоняться Будде и следовать за ним, как делал Говинда, но не стать Буддой. Будда не сбежал от привязанностей, он освободился от них, проснулся и увидел истинную природу вещей. Для этого нужно изучить эти вещи, воплотить собой эти вещи, быть с людьми и в самых высоких их проявлениях, и в самых низких. Не бояться замарать руки о беспокойный быт. Не пугаться низких проявлений себя, не убегать от них.
Как стать свободным, если все время убегаешь? Подружиться со своим страхом. Он индикатор того, что мы идем верным путем, что впереди — вызов, преодоление себя, расширение себя через выламывание еще одной внутренней стены. Со стенами всегда такая история: кажется, будто они были здесь всегда и будут стоять вечно. Кажется, не будь их — все рухнет, погребя нас заживо. Но вот сердце устает терпеть, устает биться вполсилы и рушит эту стену. Ты смотришь на нелепые, растерявшие важность развалины, и ты не мертв, ты живее, чем был минуту назад.