Найти тему
Галина Никитина

ГАЙДАЙ, ЗАЦЕПИН, ДЕРБЕНЁВ. ЕЩЁ ОДНА ЛЮБИМАЯ ТРОИЦА

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Без песен Александра Зацепина и поэта Леонида Дербенёва невозможно представить любимые многими поколениями гайдаевские комедии: «Операцию «Ы», «Бриллиантовую руку», «Кавказскую пленницу». И мало кто знает, что творческий союз Александра Зацепина и Леонида Гайдая мог бы и не состояться, если бы в 1961 году режиссёр не поссорился с композитором Никитой Богословским.

Конфликт произошёл на озвучивании фильма «Самогонщики». Богословский отказался переписывать музыку к одному из эпизодов фильма. Он в ярости сломал дирижёрскую палочку и выбежал из студии, крикнув напоследок, что ноги его здесь больше не будет. Гайдай был в ужасе. Он остался без композитора, а через несколько дней нужно начинать работу над новым фильмом - «Операцией «Ы» и другими приключениями Шурика». Друзья посоветовали Гайдаю обратить внимание на Александра Зацепина.

Леонид Гайдай.  Фото из открытых источников
Леонид Гайдай. Фото из открытых источников

Поначалу режиссёр был настроен скептически. Вряд ли молодой композитор из Алма-Аты умеет писать эксцентрическую музыку. Но Зацепин быстро развеял подозрения лучшего комедиографа страны. Его музыка в гайдаевских фильмах стала не просто фоном кинокартин мастера. Мелодии и песни на стихи Дербенёва превратились в главного персонажа, который создавал настроение и вдохновлял актёров.

Александр Зацепин.  Фото из открытых источников
Александр Зацепин. Фото из открытых источников

Александр Зацепин вместе с семьей приехал в Москву из Алма-Аты в середине 60-х годов прошлого века. Первое время с женой, дочкой и мамой они ютились в подмосковном доме: сырую комнату отапливали печкой. Но, как только композитор начал работать с Леонидом Гайдаем, материальные проблемы исчезли. За музыку к фильмам Зацепин получает высокие гонорары. Впрочем, как и его соавтор – поэт Леонид Дербенёв.

Леонид Дербенёв.  Фото из открытых источников.
Леонид Дербенёв. Фото из открытых источников.

Трудности у них – только в общении с режиссёром: у Гайдая сложный характер. Мэтр советской комедии почти никогда не смеётся, да и улыбается он крайне редко.

На съёмках «Операции «Ы» вся группа, наблюдая за игрой Георгия Вицина, Юрия Никулина и Евгения Моргунова, хохочет до слёз. Гайдай же недовольно хмурится: «Так Вы будете играть на капустнике или в цирке». «Песня про медведей» к кинофильму «Кавказская пленница» требовательному Гайдаю тоже категорически не нравится.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Когда Александр Зацепин узнаёт об этом, то тут же пишет заявление об уходе с картины. В дирекции «Мосфильма» композитору советуют срочно вылететь на съёмки к Гайдаю в Алушту. Там, на месте, поэту, композитору и режиссёру удалось найти общий язык. И творческий союз продолжился. Благодаря ему появится на свет и шедевр советского кинематографа – «Бриллиантовая рука». Но лишь много позже, услышав, как поют на улице "ла-ла-ла, вертится быстрей Земля" и «А нам всё равно», Гайдай признается, что был не прав.