Без песен Александра Зацепина и поэта Леонида Дербенёва невозможно представить любимые многими поколениями гайдаевские комедии: «Операцию «Ы», «Бриллиантовую руку», «Кавказскую пленницу». И мало кто знает, что творческий союз Александра Зацепина и Леонида Гайдая мог бы и не состояться, если бы в 1961 году режиссёр не поссорился с композитором Никитой Богословским.
Конфликт произошёл на озвучивании фильма «Самогонщики». Богословский отказался переписывать музыку к одному из эпизодов фильма. Он в ярости сломал дирижёрскую палочку и выбежал из студии, крикнув напоследок, что ноги его здесь больше не будет. Гайдай был в ужасе. Он остался без композитора, а через несколько дней нужно начинать работу над новым фильмом - «Операцией «Ы» и другими приключениями Шурика». Друзья посоветовали Гайдаю обратить внимание на Александра Зацепина.
Поначалу режиссёр был настроен скептически. Вряд ли молодой композитор из Алма-Аты умеет писать эксцентрическую музыку. Но Зацепин быстро развеял подозрения лучшего комедиографа страны. Его музыка в гайдаевских фильмах стала не просто фоном кинокартин мастера. Мелодии и песни на стихи Дербенёва превратились в главного персонажа, который создавал настроение и вдохновлял актёров.
Александр Зацепин вместе с семьей приехал в Москву из Алма-Аты в середине 60-х годов прошлого века. Первое время с женой, дочкой и мамой они ютились в подмосковном доме: сырую комнату отапливали печкой. Но, как только композитор начал работать с Леонидом Гайдаем, материальные проблемы исчезли. За музыку к фильмам Зацепин получает высокие гонорары. Впрочем, как и его соавтор – поэт Леонид Дербенёв.
Трудности у них – только в общении с режиссёром: у Гайдая сложный характер. Мэтр советской комедии почти никогда не смеётся, да и улыбается он крайне редко.
На съёмках «Операции «Ы» вся группа, наблюдая за игрой Георгия Вицина, Юрия Никулина и Евгения Моргунова, хохочет до слёз. Гайдай же недовольно хмурится: «Так Вы будете играть на капустнике или в цирке». «Песня про медведей» к кинофильму «Кавказская пленница» требовательному Гайдаю тоже категорически не нравится.
Когда Александр Зацепин узнаёт об этом, то тут же пишет заявление об уходе с картины. В дирекции «Мосфильма» композитору советуют срочно вылететь на съёмки к Гайдаю в Алушту. Там, на месте, поэту, композитору и режиссёру удалось найти общий язык. И творческий союз продолжился. Благодаря ему появится на свет и шедевр советского кинематографа – «Бриллиантовая рука». Но лишь много позже, услышав, как поют на улице "ла-ла-ла, вертится быстрей Земля" и «А нам всё равно», Гайдай признается, что был не прав.