— Я просто не творческий, — сказал мне пятилетний мальчик.
— А какой? — поинтересовалась я.
— Я научЕнный. Понятно тебе?
— О!!! — Я положила кисточки обратно на полку, убрала альбом, сложила краски. «Ну и хорошо», — подумала я, столько возни с этим рисованием. — Постой, постой-ка! А кем это ты наученный?
— Я сам знаю! (Ох, соврал.)
— Тебе не нравится рисовать или ты не умеешь?
— Нет!
Хм-м, так мне и надо, учитесь правильно задавать ребенку вопросы.
Этим замысловатым диалогом хотелось бы открыть рубрику Что делать, если ребенок... Сегодня мы поговорим о рисовании. А что, если ваш ребенок им не увлечен и не хочет браться за кисточки, карандаши или фломастеры?
Согласитесь, услышать от малыша, что ему уже недоступно что-то освоить, понять, полюбить — это очень грустно. Конечно, можно сказать себе: «Ну нет у моего ребенка желания рисовать. Я вот тоже не художник».
Такое мнение часто можно слышать о музыке, спорте, математике, чтении, языках, танцах… Мы щедро одариваем наших детей своими ожиданиями, а еще чаще опасениями, не замечая при этом, что основа таких замечаний — наши собственные разочарования.
Когда-то в вашем детстве вас оговорили: «Не умеешь, не берись», «Ну нет у тебя способностей, что поделаешь» и т.д.
А когда вы выросли, вдруг оказалось, что именно того, что якобы вам не дано, вы больше всего хотите — не для себя, так для ребенка. И вот малыш исполняет наши мечты, а заодно и обжигается о наши страхи и обиды. Он мечется между «не люблю» и «не хочу», хотя на самом деле между «боюсь» и «не умею». А это, согласитесь, недетские размышления.
Важно отметить, что рисование (как любой другой вид деятельности, названный ранее) развивает вашего малыша, а значит, очень важно для его знаний, умений, навыков и талантов.
Поэтому давайте приобщать наших детей к рисованию. Ведь кроме творчества и фантазии — это предпосылка к письму, а письмо имеет теснейшую связь с мышлением. Так что «научЕнные» дети с удовольствием начнут рисовать и еще удивят многих «Нетворческих» взрослых!
Сразу оговоримся по возрасту. Мы говорим о детях от трех лет и старше, так как малыши до трехлетнего возраста заинтересованы буквально во всем, в чем заинтересованы вы, его родители. Такому малышу прежде всего интересны мама и папа! Здесь занятия не требуют особой подготовки, рисуйте хоть на коленке, хоть на полу, главное, вместе.
Запомните: детям до трех лет нравится все то, в чем заинтересованы родители. Занятия рисованием не требуют особой подготовки. Рисуйте везде, главное — вместе.
Для детей постарше, которые уже отвернулись от рисования, мы предлагаем дополнить их реальность атмосферой изотворчества. А для этого вспомним, как развивается талант и умение художника у ребенка.
Этапы развития навыков рисования
Изобразительная деятельность вашего малыша не сразу станет творчеством.
- Сначала формируются предпосылки, физические способности — развитие рук и глаз.
- Затем приобретаются умения: рассматривать и видеть объекты и сюжеты, планировать работу, выбирать материалы и обращаться с ними.
- Постепенно расширяется кругозор, развиваются эстетические чувства и оттачиваются навыки.
- Наконец приходит то самое желание выражать чувства и мысли изобразительными средствами. А это и есть талант и любовь к рисованию.
- Далее бесконечная школа мастерства.
Важно понять, что в дошкольном детстве, а отчасти и в школьном (если ребенок не занимается в специализированных классах) вся эта последовательность как будто сконцентрирована во времени. У детей действительно проявляется все и сразу. И занятия по изодеятельности строятся так, чтобы всё вышесказанное хоть чуть-чуть, но было проявлено за отведенные 7–15 минут каждого занятия.
Поэтому здесь действует правило: одно занятие — одна готовая работа.
Так легче увидеть, что и как развивается, где нужны коррекция, помощь, а где проявились и закрепились нужные моменты.
Кроме того, каждый рисунок — это своего рода срез психического состояния и развития ребенка. Неслучайно рисунки детей всего мира так похожи.
С чем связано нежелание ребенка рисовать?
Нежелание рисовать может на деле оказаться нежеланием общаться, воспринимать и отображать себя и мир вокруг, страхом перед «ошибками», оценкой, вообще неприятием оценивания с вашей стороны, зарождением первых комплексов. Даже физический дискомфорт из-за слабого развития мелкой моторики (мелких мышц кистей и всей руки), неудобного расположения материала, оборудования может быть причиной нежелания рисовать.
Одним словом, мотивы для отказа от рисования могут быть далеки от самого процесса рисования.
А чтобы осознать это, давайте сначала устраним объективные причины и обустроим небольшую изостудию дома. Рассмотрим место, время, материалы. И конечно, учтем такие показатели, как безопасность, компактность, мобильность, эстетика.
Создаем привлекательное место для рисования
1. Придумаем сундучок для рисования с двумя отделениями: для красок, кистей, карандашей; для альбомов и блокнотов. Смастерим удобный планшет для рисования (или даже мольберт), который в сложенном виде просто прислоняем к стене; подготовим одежду: нарукавники, фартук, халат, косынку или берет.
2. Обеспечим правильную посадку ребенка за столом, как для письма. Высота стола и стула соответствуют росту ребенка. Стол может не иметь наклона, тогда стульчик лучше использовать с опорой для спины. При этом ребенок должен иметь возможность свободно вставать и передвигаться. Рисуя за мольбертом, художник может сидеть и стоять, отходить в любую сторону и отступать назад. Планшет и вовсе освобождает его от условностей.
3. Найдем поверхность для готовых работ. Удачным вариантом может стать пробковый стенд с кнопками, металлическая поверхность с магнитами или натянутая вдоль стены леска и прищепки. Главное, чтобы вы вложили в оформление любовь и восхищение работами маленького художника.
4. Место наведения порядка в шаговой доступности. Маленький столик или табурет, ведерко для сухого мусора, кувшин с чистой водой и тазик для мытья кисточек и палитры, ведерко для смены воды, ветошь.
Возьмите за правило производить смену материала в этом месте. Так в течение занятия само место рисования будет чистым, наполненным творческой фантазией, а ребенок научится быть более сосредоточенным и аккуратным.
5. Место для экспозиции. Здесь можно располагать плакаты, модели, натюрморты. Это может быть подставка для цветов, высокий складной табурет. Но лучше, если это место будет регулируемым. Высота, на котором располагается объект, должна соответствовать уровню глаз ребенка.
6. Освещение. Отдельно нужно подсвечивать место для экспозиции с разных сторон. Также предусмотреть освещение рабочего пространства — как для письма.
7. И последнее. В изоуголок можно будет собрать тематические папки с материалами по рисованию, окружающему миру, геометрии.
Выберите одну из стратегий: «Наблюдение и коррекция» или «Приобщение и обучение».
При первой на несколько дней запустите ребенка в это пространство без комментариев и оценок. При второй желательно создавать этот уголок постепенно совместно с ребенком.
На этом пока все. В комментариях просим указать, что мы упустили в материальном обеспечении изоуголка.