Найти тему
somewhere someday

От ритуала до андерграунда: почему афроамериканцы чувствуют музыку лучше белых.

Музыка испокон веков является тем средством, которое объединяет людей. Она является практически символом всего естества человека: как он живёт, кто по национальности, какие сохраняет (или не сохраняет) нравственные и моральные устои, что видит в прошлом, настоящем и будущем. Почти любой ныне живущий сформировал своё отношение к музыке как к любимому делу, хобби, стилю жизни. В этом проявляется вся индивидуальность, сущность, понятие эстетики у чувствующего разумного существа.

И прежде чем объяснить достаточно кричащий заголовок, я хочу уйти в истоки и прояснить, отчего, будь это наше толерантное общество или времена всевозможного неравенства (классового, расового, по половым признакам), различия между менталитетом белого человека и человека тёмнокожего будут присутствовать всегда.

Темнокожие/негры/афроамериканцы имеют африканскую кровь, начиная с существования древних племён. Активное развитие в плане социализации и индустриализации у них не наблюдалось, и даже сейчас до сих пор многие народности живут достаточно затворнической, общинной жизнью. Затем началась массовая работорговля и принуждение племён и народов к тому образу жизни, который был для них чужд и неприемлем. И сейчас, через века, чёрный человек может считать себя свободной единицей общества, гражданином с правами, равным другому. Не все согласны с такой политикой. Если основываться на фактах о пропаганде антирасизма, то почему так или иначе в нашем обиходе всё равно присутствует деление на чернокожего и белокожего? В зависимости от узких возможностей типирования одного от другого?

Но это уже другой вопрос и другая стезя, которые только подкрепляют заголовок. Теперь стоит перейти непосредственно к тому, что есть музыка афроамериканцев и насколько тесно она связана с их философией.

Исторический аспект очень важен. Обращаясь к жизни в племени, стоит пояснить некоторые особенности их музыки:

  • Она имеет ритуальный или общественный характер.

От этого тезиса идут многие подпункты в особенности исполнения и композиции, причём относительной, так как основной принцип и ритуала, и джаза, и фристайла заключается в импровизации. Само понятие о песне и танце было тесно связано с управлением и общением с божественной силой, что уже определяет то, что в искусстве племенных негров почти не встречается музыка для удовлетворения эстетических потребностей. К этому нас относят такие жанры, как:

  1. Work Song или рабочая песня.
  2. Spirituals.
  3. Gospel с сюжетом на Евангелие.

Во времена контакта и союза с другими нациями интерпритация мелодики и гармонии также варьировалась, были попытки приспособить сложную ритмику под европейскую систему, но факт остаётся в том, что чёрные музыканты всё равно оставались при своей специфической трактовке. И если церковная музыка в странах запада звучит строго и чаще всего настраивает на смиренность, жертвенное приподношение себя Богу (простыми словами — до восхищения нудно), то песнопения негров что тогда, что сейчас вызывают лишь желание петь и танцевать, что, к слову, сохраняется даже сейчас, на похоронах или светских мероприятиях. Из этого выходит следующий тезис.

  • Музыка афроамериканцев привносит активное динамическое начало.

Понятие динамики распространяется буквально на всё, и на этом строится главная идея, лейтмотив, который проходит через все поколения к новой музыке. Вся музыкальная канва буквально неотделима от движений тела. И в этом я вижу одно из важнейших различий культурной наполненности с белыми людьми. Статика и размышление совмещаются в произведениях классиков, но спектр ощущений от, к примеру, сонат Моцарта или токкат и фуг Баха, ноктюрнов Шопена, размашистых симфоний Чайковского — перечислять можно долго! — настолько ограничен, что конкретика душит слушателя, воспринимается им как скушный материал, хотя это совсем не так! (Не все умеют слушать классическую музыку, с этим не могу поспорить). Но как только речь заходит о джазе, в любом его направлении, то все краски смешиваются. Палитра эмоций, образов, а главное неудержимое желание отстучать ритм, мотнуть головой и повести плечом — вне зависимости от текста песни или лада — ведёт нас к тому, что человек изначально испытывает и должен испытывать, когда слушает музыку: удовлетворение от наполненности, разнообразие смысловых образов, вариативность.

Думаю, мне не стоит доказывать, почему в пример приведён именно джаз, ведь никто не умеет исполнять его лучше афроамериканца — это, пока что, неоспаримый факт. Остаётся только один вопрос: как же именно им удаётся оставаться на вершине исполнительского искусства по всей хронологии времени и задавать это "активное динамическое начало"?

За это отвечает самое простое слово и самый тяжелый в плане исполнения нюанс — ритм.

Перейдя сразу к чатным деталям, я хочу поведать о том, что ещё во времена танцев под барабаны и бубны африканцы знали о таком музыкальном чувстве, как Ground-beat. Это то, что, собственно говоря, и делает магию, да-да!

Возвращаясь обратно к джазу, хочется немного пофилосовствовать на тему того, насколько же это тяжёлый жанр. Каждый музыкант, который пытался исполнять или исполнял джазовые композиции, на вопрос о том, что же было самым сложным, ответят про ритм. А всё дело как раз в том, что обычные длительности, выписанные в нотах, должны играться с такой филигранностью и гибкостью, что человек бы просто не мог представить, как это можно записать на бумаге. И в этом заключается правда — никак. Джазовый метр может включать в себя простейшие размеры, зачастую двухдольные, но синкопы, пунктиры и полиритмия то там, то тут только кажется упорядоченной. На деле всё идёт буквально по наитию. Отстукивая ритм ногой во время игры на инструменте, музыкант напоминает себе про изначальную первую долю. Метричность и упопядоченность внутри и абсолютно свободная манера игры снаружи. И казалось бы, а причём тут собственно негры?

Пересматривая историю джаза, всё вновь относит нас к крови, к изначальной сущности темнокожих людей. Этничность человека никуда не исчезает, просто отходит на десятый план. К этому подводят и азиатская, и европейская, и южная культуры. Также и здесь: нация, которая изначально была в плену ритма и им же управляла, просто проявляет себя с самой лучшей стороны в этом плане. Потому что это в их природе.

В заключении хочется доказать, что и в современных индустриал-жанрах сохранилась эта традиция, эта жилка:

  1. Речь и пение изначально переплетаются и образуют единство.

Дело не в речитативности и дикламации, как в операх, нет. Сейчас стоит упомянуть о "сегодняшней" музыке чернокожих — хип-хоп, рэп. У жанра есть множество стилей, и в основном они все варьируются от манеры подачи текста и аранжировки, бита, наполненности всего фона. Говоря общно — это то, что так или иначе передалось со временем именно афроамериканцам. Понимаю субъективное мнение, но в глаза бросается статистика, а именно: белокожий рэппер на фоне чёрнокожего будет меркнуть, так как его мастерство есть наработка, и противовес ей — естественная наружность, врождённые умения.

2. Тяготение к нечёткому и грубоватому тембру звучания.

Стоит прислушаться к самым знаменитым исполнителям блюза, к их хриплому, порой надрывному, или наоборот глубокому тембру. Подача будет отличаться от современных исполнителей, бесспорно, но в сопоставлениях голосов нельзя не заметить, что тёмнокожие люди обладают особенной спецификой голоса, окраской обертонов, интонированием и даже дикцией.

3. Весомое значение бита как ритма и постоянного стремления мелодии вперёд.

Под конец хочется только уточнить, что это — Статья-рассуждение. Лишь выражение мыслей, не более. И то, что написано выше, не призывает вас относится к белокожим исполнителям и композиторам с пренебрежением. Как было изложено ранее, понимание тяготения к определённому мнению формируют и совершенствуют вашу индивидуальность, сущность, ваше собственное "Я".