Найти тему
Алиса Томилова

История женщин с точки зрения мифологии. Причины нынешних противостояний

Весьма горячая тема на сегодняшнее время - феминизм, борьба за равноправие мужчин и женщин.

Феминизм, с точки зрения, уравнивания прав мужчин и женщин, отказ от подавления и доминирования, - идея хорошая. Но, когда эта идея переходит в борьбу за это равенство, или когда между понятиями мужчина и женщина ставится равно, то это уже о другом.

Равенство прав НЕ равно одинаковость в поведении, мышлении и тому подобное. Достаточно углубится в науки о генетике, мозге, физиологии и даже в науку о душе - психологию.

А что на счёт понятия борьбы говорится в этой "науке о душе"?
Желание отстаивать свои права борьбой - это эмоциональная незрелость, состояние подростка, возрастом примерно 12-14 лет, ибо в зрелом состоянии вы без борьбы можете взять то, что хотите.
Это всё ещё внутренняя несвобода, когда вам кажется, что у вас что-то заберут, или вам нужно будет за это бороться.

Помимо этого очень многие конфликты на эту тему возникают из-за непонимания причин сложившейся картины. Незнание своей истории, истории своих предков приводит к непониманию "настоящего".

Именно поэтому эта статья посвящена женской роли в истории и в мифах.

Мифы - это символы, которые хранят в себе мудрость жизни и тайну нашей собственной души, но когда символ интерпретируется буквально, вы не понимаете смысла его послания. (с) Джозеф Кэмпбелл

ЭПОХА ПАЛЕОЛИТА
Жизнь первобытных людей зависит от Земли, как источника урожая, и от охоты.
Женщины собирали растения для еды и ловили мелкую дичь, а мужчины занимались охотой на крупную добычу, следовательно, женщина изначально ассоциировалась с сохранением и поддержанием жизни.

Главная задача тех женщин - это рождение и продолжение жизни, воспитание детей.
А что ещё является олицетворением жизни?
Сама Мать-Земля, Природа.

Поэтому именно женщина была первым объектом поклонения в древнем мире.

В жилищах людей эпохи палеолита были найдены фигурки Богинь Венер, а в наскальной живописи есть изображение женщины, как символа Матери-Земли, которое питает энергией всё вокруг, даёт жизнь и забирает её.

Женщина, как источник не только жизни, но и духовности. Женская природная сила соединена с охотником через пуповину.
Женщина, как источник не только жизни, но и духовности. Женская природная сила соединена с охотником через пуповину.

Помимо этого все женские фигурки изображаются обнаженными, как символ божественной силы самой природы, в то время как мужчины изображаются в каком-либо облачении = функции мужчины зависят от его роли в обществе. Тогда как и в психологии по Фрейду именно отец сопровождает ребёнка во взрослую жизнь, воплощая принципы общества и социальные роли.

ЭПОХА НЕОЛИТА
Три основных центра в эпоху неолита: Юго-Восточная Азия, Восточная Европа и Центральная Америка, где господствовало земледелие, а значит расцвет поклонения Богиням - женщинам.

Двойная Богиня (Турция, 6000-5800 гг. до н.э.)
Двойная Богиня (Турция, 6000-5800 гг. до н.э.)

На этой фигурке одна Богиня обнимает мужчину, а другая держит на руках ребёнка. И это ключ целой мифологии того времени, отражающий сущность женщины, её трансформирующей силы между ребёнком и отцом.

Богиня, как символ Жизни, неразрывно связана со Смертью, поэтому в этот период главными символами перерождения стали Луна и бык (рога в виде полумесяца). И, согласно мифологии, Богиня пребывает в двух ипостасях: дающая жизнь и та, что её забирает, как Луна, погружаясь во мрак.

ВЛИЯНИЕ ВОЙН НА КУЛЬТУРУ ДРЕВНЕЙ ЕВРОПЫ
Наступает IV период тысячелетия, и индоевропейцы вторгаются в Древнюю Европу . Это были народы воинов, поэтому в их мифологии господствовал культ Богов - мужчин, что очень сильно повлияло на культуры захваченных народов. Это был Бог Солнца - мужчина, а женские божества были связаны с остальными планетами и Луной.

Захоронение под названием "Вдова Воина" появляется в Македонии, ныне существующее в Индии, как обряд sati. Само слово sati происходит от от глагола "быть". То есть та женщина, которая следует за своим мужем в загробный мир после его смерти - есть. А та, кто пойдет против установленных законов станет a-sati, то есть "никем". Смысл этого ритуала в том, чтобы обрести вечную жизнь. Женщина, которая умирает за своим мужем спасет и его, и себя

РАЗВИТИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ: ЕГИПЕТ
Сначала были Земля, Солнце и Луна, а потом жрецы-астрономы обнаружили Меркурий, Венеру, Марс, Юпитер и Сатурн, в честь которых были названы дни недели. Здесь люди начинают задумываться о закономерности происходящего и ключом к пониманию Вселенной становится математика.

И Богиня терпит изменения. Теперь Она не просто про плодородие, теперь Она про духовность, выходящее за рамки сознания.

Бог и Богиня со змеёй у Древа Жизни (шумерская культура, Ирак)
Бог и Богиня со змеёй у Древа Жизни (шумерская культура, Ирак)

Это изображение на глиняной печати напоминает библейский сюжет, но смыслы здесь заложены другие. Змей до библейского сюжета с грехопадением всегда символизировал жизненную силу и перерождение, так как он меняет свою шкуру. Богиню почитали как высшее существо и называли Иштар (или Инанна) и её смысл заключался в силе вдохновить и трансформировать дух. Теперь Она не только физический источник жизни, но и Муза.

А теперь вернёмся к обряду sati... Женщина должна была умереть со своим мужем не потому, что она его собственность, а потому что она пробуждает к будущей духовной жизни, а значит дарует ему жизнь в подземном мире.

В Древнем Египте происходит смена власти, и в мифологии возникают Боги Египта. И все они, - Боги и Богини, символизирующие построение отношений между мужчинами и женщинами. Богиня Нут - Земля, её супруг Бог Геб - небо. Исида, жена Бога Осириса, следующая за ним в "подземный мир", как по обряду сати, и так далее...

Все их истории и легенды о духовности и символах, как на Суде в Подземном мире, перо - это духовность, а сердце - это физический мир. И если человек открылся духовности, то он считался достойным духовного бессмертия.

ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ: АНТИЧНОСТЬ
Здесь Богиня начинает проявлять себя в совершенно разных ролях, которые впоследствии рождают женские архетипы.

Богиня Гера, жена Зевса, символизирующая мать, жену, хранительницу очага. Она - величественная Мать-Повелительница Вселенной, которая на Суде Париса обещает ему власть среди всех людей.

Богиня Афродита, как воплощение эротического импульса. Богиня, символизирующая красоту, страсть и любовницу. На Суде Париса обещает ему самую красивую женщину в мире.

Богиня Афина, символизирующая девственность. Она та, кто вдохновляет героев (мужчин) на подвиги. И на Суде Париса обещает ему славу на весь мир.

Что же выбирает Парис? Он выбирает себе в жены самую красивую женщину в мире, а значит ли это, что... здесь побеждает красота и эротический импульс?

Суд Париса
Суд Париса

И после этого Афродита похищает жену Менелая для Париса, - Елену. После чего начинаются целые эпохи под названием Илиада и Одиссея.

Одиссея - это путь главного героя, самого Одиссея, домой, который сопровождается испытаниями. И что мы видим тут?

Испытания, которые связаны с тремя главными персонажами:
Цирцея, как соблазнительница
Калипсо, как жена
Навсикая, как девственница

Это архетипичные образы Женщины, с которыми Одиссей, мужчина, должен познакомиться и правильно выстроить отношения, чтобы вернуться домой к своей жене Пенелопе.

Возвращение Одиссея ни что иное, как повествование об инициации, которое открывает новые грани Женщины и принципы Женственности.

ВЛИЯНИЕ БИБЛЕЙСКИХ СЮЖЕТОВ НА РОЛЬ ЖЕНЩИНЫ
И вот, в Ветхом Завете начинается самая жестокая патриархальность. Здесь Богини в божественном смысле места нет. Бог, Сын, Отец, - здесь фигурируют только мужские фигуры, как высшие инстанции.

Богиня здесь появляется в образе Непорочный Девы, Богоматери, в образе человека, смертной женщины, но принявшая на себя миссию высшего порядка.

Само непорочное зачатие символизирует зарождение духовности в животном теле, не связанное с биологическим аспектом. При этом всё природное и материальное категорично начинает считаться греховным.

В Книге Бытия говорится: "В начале сотворил Бог небо и землю, земля же была безвидна и пуста, и Дух Божий носился над водою". Здесь нет Жизни без Бога.

А теперь из Книги Притчей Соломоновых, где богиня мудрости София говорит: "Когда он создавал Рай, я уже была там". Это старая мифология, где присутствовала мужская и женская магия, как творческий союз и противостояние. В Библии же Женщину, как Богиню, вытеснили и скрыли.

Это раскол в истории мифологии между мужественностью, которой отдали всю власть, и женственностью, мир, красоту и природу тела которой подвергли поруганию.

Делаем выводы...

Всё настоящее это следствие прошлого.
Все ситуации с реальным подавлением мужского над женским, излишней жертвенностью женщин, - это симптомы болезни, которая уже зародилась в прошлом.

Войны, после которых женщины теряли защиту и чувство безопасности и были вынуждены брать на себя мужские роли и обязанности.
Религии и культы, где женская природа подвергалась унижению.

Вот это - истинные причины, с которыми нужно работать, а не бороться с реальностью. Это как лечиться таблетками, которые убирают лишь симптомы, но не лечат заболевания... упс!

Знание своей истории даёт не только понимание причин происходящего, но и понимание своего пути. Женщине жизненно необходимо вспоминать о том, что она Женщина, которая достойна того, что Она хочет.

Это не о том, что всё: Женщина создана для рождения детей и только.
Нет.
Я прошу посмотреть на это чуть глубже.

Старые модели уже не работают, а новые ещё не созданы. Не даром сейчас происходит просто огромнейший поток информации о том, как надо: как найти себя, своё предназначение и т.д.

Мы - "предки" будущих поколений, невольные создатели тех мифов, на которые они будут опираться. Мы создаём новое. (с) Джозеф Кэмпбелл

И только истинное знание своей Природы и истории, понимание причин, сможет подсказать, как двигаться сейчас.
Анализируйте, изучайте свою историю и будьте осознанны к своей жизни!

Отдельная благодарность Джозефу Кэмпбеллу и его книге "Богини. Тайны женской божественной сущности" за информацию, которой я воспользовалась для своего личного маленького исследования!