Найти тему
Тульская Апельсинка

КАСКО: Нужно ли отдавать замененные детали по требованию страховой

Недавно ко мне обратился клиент:

Произошел страховой случай. Клиент написал на денежную выплату, вместо прохождения ремонта. Страховая компания насчитала и выплатила 40 000 рублей, тогда как реальные расходы на ремонт составили около полумиллиона. Когда детали были заменены, старые отправлены на помойку, а спор по поводу суммы продолжался, Страховая направила требование о передаче замененных деталей, в соответствии с Правилами страхования.

Что же делать в такой ситуации? Действительно ли нужно предоставлять детали? И в каких случаях вы имеете право не удовлетворять требование страховой? Сейчас разберемся!

Первое, что сделал Клиент – загуглил «надо ли отдавать замененные по КАСКО детали страховой». Замечательные интернет юристы писали: автомобиль принадлежит вам, значит и детали вам, а КАСКО вы тоже оплатили, значит никому ничего не должны, иначе получится. Что Страховая обогатилась за ваш счет. А если после ремонта вам не отдают старые запчасти, то нужно обращаться в суд на страховую за взысканием неосновательного обогащения (ведь старые детали еще и перепродать можно).

На всякий случай Клиент позвонил мне, чтобы узнать, правильно ли советуют на форумах.

Увы, скажу сразу. Совет приведенный выше совершенно не соответствует действительности и сложившейся практике, а в случае взыскания неосновательного обогащения, ведет к простой потери Вами денег (госпошлины и иных судебных расходов) и времени.

Но, мы с клиентом нашли основания для НЕПРЕДОСТАВЛЕНИЯ запчастей Страховой компании. Но, обо всем по порядку.

Почему совет псевдоюристов с форума не прокатит? Вроде все верно: а/м ваш, страховку оплатили, никому ничего не должны!

Конечно, сточки зрения логики, все, вроде бы, звучит верно. Но все логичное и справедливое не всегда имеет место быть в судебной практике, к которой я и обратилась в первую очередь. А вот решение суда одно за другим оставляет требования клиентов о взыскании неосновательного обогащения без удовлетворения, а требования Страховой о предоставлении деталей удовлетворяет. Удовлетворяет, потому что Правила обязывают, потому что Клиент сам подписал, что после получения страхового возмещения Страховой переходит право собственности на все заменяемые в ходе ремонта детали, узлы, агрегаты.

В каких же случаях вы имеете право не отдавать замененные детали Страховой компании?

-2

1. Самая простая ситуация, когда в Правилах страхования, на которые ссылается Страховая компания указывается лишь Право Страховщика потребовать замененные детали, но нет ни слова об обязанности Страхователя передать данные детали страховщику! В таком случае в ответе на требование нужно будет просто написать о том, что Правила страхования не предусматривают вашей обязанности предоставить замененные по КАСКО детали.

2. Если вы обязаны передать детали по требованию Страховщика, но требование было отправлено Вам после того, как было выплачено страховое возмещение, а Правила не регламентируют сроки направления такого требования.

Разберем второй случай подробнее, ведь именно с ним мне и пришлось столкнуться.

На первый взгляд все однозначно: Правила страхования четко указывают на обязанность Страхователя передать замененные детали Страховщику по требованию второго после получения страховой выплаты.

Не подкопаешься! Требование есть! Передать должен! Выплату сделали (то, что Клиент не согласен с суммой в данном случае никого не волнует, но, как оказалось, это даже хорошо, что часть требуемой на ремонт суммы выплачена).

Изучаем практику и находим решение суда, в котором Страховой компании отказывают в удовлетворении требований о передаче деталей.

Почему? Да потому, что в Правилах страхования не указано, в какие сроки Страховая компания должна была предоставить требование. Не указано, поэтому требование предоставили после страховой выплаты, Клиент же должен был знать, что обязан предоставить замененные детали. Но вот беда, горе-огорчение, просчиталась страховая с таким ходом, а суд тем временем пришел к выводу о том, что обязанность у Страхователя возникает только после предоставления такого требования Страховой компанией, а значит требование должно быть направлено до или в момент перечисления страховой выплаты. Ну а если не успели, то и флаг вам в руки, господа, Клиент выплату получил и может делать с деталями что хочет, хоть продавать, хоть выкидывать, хоть дарить, мы, видите ли, не можем доказать, что у Страхователя остались эти детали, а значит и требовать нечего. Тем более, что Закон не предусматривает ни обязанности предоставления деталей, ни обратного.

Итак, если в ваших Правилах страхования не указана обязанность предоставить детали или обязанность есть, выплата произведена, а сроки предоставления требования не указаны, вы имеете полное право ничего не предоставлять. А грамотно отказать страховой, юридически обосновывая такой ответ, вам могу помочь я, за совершенно символическую плату в 250 рублей.

Если статья была полезна, поставьте «Класс!»

Остались вопросы? Нужна моя помощь? Хотели бы прочитать решение суда, пришедшего к выводу об отказе в требованиях Страховой компании? Вы можете связаться со мной любым удобным для вас способом:

Сайт: https://www.законникъ.рф
Группа ВКонтакте: https://vk.com/zakon_nikk
Инстаграм: https://www.instagram.com/zakonnik_rf?r=nametag
E-mail: zakonnikoficial@mail.ru