Центр информатики и электроники (ЦИЭ)
13 мая 1986 года вышло Постановление Центрального Комитета КПСС и Совета Министров СССР о развитии микроэлектронной промышленности страны и о строительстве второй очереди города Зеленограда на территории посёлков Крюково, Алабушево. Это был грандиозный замысел…
Да, прежние заслуги Зеленограда были немалы: мы, зеленоградцы, создали и развили новую отрасль современной технологии – микроэлектронику. И снова – дальше…
В районе Крюково, за железнодорожной чертой, стремительно стал выстраиваться комплекс из 15 заводов и НИИ. Это был международный проект, который должен был объединить микроэлектронные и компьютерные усилия всех т.н. «социалистических» стран. Одним из главных НИИ был САПРАН; его первым директором был Борис Васильевич Баталов, первым заместителем – Александр Леонидович Стемпковский, с 2000г. – член-корреспондент Российской Академии Наук. Заботясь о благе трудящихся, как всегда, в первую очередь строили жилье; построили. А заводы и НИИ не успели соорудить – настала «Большая перемена». Эту – художественную – опасность неоднократно предсказывал генеральный архитектор города Игорь Александрович Покровский («Сорок один», 3 апреля 1997г.):
«В своё время, когда решался вопрос о месте строительства Центра информатики и электроники (ЦИЭ), из многих был выбран наш город. По всем правительственным решениям намечалось завершить этот объект к 1995г. Это и развитие производства, рабочие места, поэтому параллельно возводились жилые дома на той стороне для новых сотрудников ЦИЭ. Жилье вошло в планы Москвы. Финансирование строительства нашего города шло из двух карманов: столичного бюджета (жилье) и МЭП (оборонка). Все зеленоградцы знают, какими темпами росли корпуса. Город перешагнул за железную дорогу Москва – С.Петербург, оказался разделённым этой магистралью. И ещё раз он напоминал («Сорок один», 3 марта 2001г.): «… неоднозначно принятое в своё время решение о создании в Зеленограде ЦИЭ. Это заставило «перекинуть» город на ту сторону железной дороги, и сегодня Зеленоград состоит из двух раздельных частей, связанных между собой большей частью административно. Железная дорога разрезала город – это проблема». А кто прислушивается к художникам?
«Ведогонь» - театр
Елена и Павел Курочкины закончили высшее театральное училище им. Щукина в 1985 году. Прошли четыре дипломных спектакля: «Антигона», «Снегурочка», «Месяц в деревне», «Домик на окраине». Вспоминает Елена: «Мы собирались у Марины Евгеньевны, читали пьесы, стихи. Вслух. (К сожалению, сейчас эта культура совместного чтения утрачивается. А зря.). Ходили на концерты, слушали оперы Валерия Волкова… Царила атмосфера творческого подъёма, было ощущение безграничности своих сил». «С 1986 года Елена и Павел уже муж и жена. Для Павла этот город – родной: он здесь родился (в 1963г.), учился, даже пел в хоре «Кантилена»… А пока – в воздухе витает благородная идея – создать в городе театр. На дворе – год 1986-й. И пятеро единомышленников, вчерашних однокурсников. - Профессиональный театр нас не устраивал, мы хотели сделать что-то своё, даже полагали, что обязаны. Не было практического опыта, не видели сложностей… Помогли друзья – Александр Чуенко, Анатолий Смирнов. Подключилась Татьяна Николаевна Забелина: «Я вам помогу», - заверила она. Так появился «Ведогонь» - каким мы его знаем – в скромном хозблоке корп. №617. Где и декорации-то толком хранить негде. Это изначально был не просто театр, а Школа эстетического воспитания, основная задача которой – воспитать зрителя. - Считаю, что всё это было не напрасно и дало свои результаты, - уверена Елена. Начинали с фольклора (и по сей день он – удачное и озорное дитя театра). «Московская ярмарка» - действо, в котором участвовало около 70 ребят. Затем был спектакль «Последние свидетели», родившийся из документов детей военных лет. «Сны о Татьяне» - версия пушкинского «Евгения Онегина», «День-денёшенек», «Грешные люди» (по рассказам А.П.Чехова), «Я буду приходить» (по произведениям В.Распутина), «Одержимая» Леси Украинки – это история «дотеатральной » жизни, сохранившаяся на фото и в памяти. Театральные спектакли «Ведогоня» успели посмотреть, наверное, многие зеленоградцы: «Охота на носорога» Л.Гумилёва, «Парад алле, бездельники!» Р.Тома, «Пахомушка», «Бузинная матушка» (сказка Г.-Х.Андерсена), «Двойная игра» (У.Конгрива), «Обнажённая» (Л.Пиранделло) и пр. Помимо актёрской театральной работы, Елена и Павел ведут работу педагогическую – преподают актёрское мастерство в Щепкинском училище. И, конечно же, продолжают воспитывать юных зрителей и актёров в самом «Ведогонь-театре» (цитировано по: «Сорок один», 10 декабря 1997г., И.Юнисова).
Искусство и литература – 86
«Однажды на квартире художника Ирины Геннадьевны Симоновой раздался звонок. На другом конце провода вежливым голосом инструктор ЦК КПСС назначил ей встречу по поводу важного заказа. Разговор был деловым и лаконичным. Ей предложили в сжатые сроки выполнить два гобелена. Один Генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Горбачёв должен был подарить ООН во время своего представления там, другой – преподнести в качестве подарка тогдашнему президенту США Рональду Рейгану. Тему определили абстрактно - мир. И никакой идеологии и пропаганды за коммунизм. Было это в 1986 году. Времени на выполнение эскизов отпустили до смешного мало. Пришлось привлечь к работе мужа – художника Леонида Панченко. Днём и ночью создавали один эскиз за другим, пока чётко не выкристаллизовалась композиция, символизирующая единство природы, экологии и женского начала. В работе над эскизом помог и восьмилетний сын Артем. Фрагмент одного из его эскизов органично вписался в коллективный труд. Для подарка Р.Рейгану Ирина персонально разработала эскиз. Будущий гобелен назывался «Цветение». Обе работы получились впечатляющими. Вскоре вместе с советской делегацией их отправили в Штаты. Гобелен «Мир» и сейчас висит в одном из помещений ООН, а «Цветение» хранится на ранчо Р.Рейгана…» (цитируется по: «Центральный проспект», 26 декабря 1998г., А.Миль).
В 1986 году были сложности с академическим хором «Ковчег» Дворца культуры. С уходом Бориса Андреевича Лаврентьева, руководившего хором со дня его основания в 1983 году, хор был распущен…, но: «осиротевший» коллектив взял под своё крыло главный хормейстер Академического хора Союза СССР Станислав Семёнович Калинин. И в сентябре того же, 1986, года хор возобновил свою деятельность. В этот период вместе с хором выступал зеленоградец Евгений Лонгинов, врач, заслуженный работник культуры, лауреат международных конкурсов вокалистов. В 1986-1988г.г. хором «Ковчег» руководила Ирина Карпман.
24 февраля 1986 года (тогда торжественно добавляли – «за день до начала работы XXYII съезда партии ») состоялось хорошо организованное открытие одного из трёх новых в Москве выставочных залов. Он занял часть первого этажа дома, известного в Зеленограде под названием «Флейта». По общему согласию возможность первыми продемонстрировать здесь свои работы была предоставлена самодеятельным художникам города. Исполком горсовета рядом выделил помещение для нового молодёжного кафе с безалкогольным меню.
В ноябре 1986 года в Зеленограде на базе средней школы №608 открылась детская художественная школа №9. Первым директором школы стал А.А.Ягорцев. Художниками сразу захотели стать 220 ребят. Позднее детской художественной школе передали помещение Дома пионеров (корп.435) и помещение в корп.1412. Уже в декабре 1986 года состоялась первая выставка педагогов школы. 130 произведений живописи и графики были выданы на суд ценителей прекрасного. В зеленоградской художественной школе №9 занимаются живописью, графикой, скульптурой и гобеленом свыше 500 учащихся. При школе есть музей детского творчества; существует он с 1991 года. Произведения учащихся художественной школы №9 неоднократно экспонировались в Германии, Швеции, США, Польше. Есть особый вид искусства, нелёгкий, но более демократичный, чем писание красками, - фотоискусство. Художником здесь быть – ещё труднее… И у нас, в Зеленограде, есть большой фотохудожник – Вячеслав Киселёв О его фотополотнах можно написать много, но у нас на странице – 1986 год, и именно в этом году в журнале «Soviet Life» был опубликован его фоторепортаж о нашем городе – Зеленограде. А на следующий год Вячеслав Киселёв вошёл в сотню лучших фоторепортёров мира на конкурсе фирмы «Коллинз» под названием «Один день из жизни СССР».
6 марта 1986 года был подписан к печати совместный сборник стихов советских и болгарских поэтов о космосе «Звёздный час». Один из редакторов и авторов этого сборника – известный российский поэт, зеленоградец Анатолий Щербаков. На следующий год этот сборник вышел в Софии на болгарском языке.
«МИР» - 15 лет на орбите
В 1986 году была запущена в космос орбитальная станция «Мир». Микроэлектронное оборудование для неё было сделано в Зеленограде, в основном на предприятиях «Элас», «Микрон». Зеленоградские микросхемы надёжно проработали на станции «Мир» в течение 15 лет, почти в три раза превысив гарантийный срок. Все же 23 марта 2001 года станция прекратила свою работу…
Вот репортаж о последних минутах его жизни («Комсомольская правда», 24.3.2001г.):
«8.16. На несколько минут включается телекамера на базовом блоке станции. Видно, как справа, словно краешек карусели, все приближаясь, вертится наш земной шарик. На табло транспарант: идут 5511-ые сутки, станция совершает свой 86331-ый виток. Последний…
8.29. Двигатель грузовика отработал положенное время. Станция ориентирована на вход в атмосферу. Но двигатель не отключён. Он будет работать, пока не выработает все топливо. До Земли 166 километров.
8.33. Последний центр связи, расположенный под Владивостоком, потерял с «Миром» связь. Больше мы его никогда не услышим. Зажигается транспарант: «До входа в атмосферу – 12 минут». Что будет с нашей пилотируемой космонавтикой дальше? … В своё время нам удалось сделать первую станцию «Салют» (с зеленоградскими интегральными схемами – И.Б.) за 14 месяцев. Сейчас у нас (у них – И.Б.) есть наработки и по новой орбитальной станции, и по кораблю для межпланетных перелётов. Если поставить задачу, за пять лет мы сможем проработать и подготовить к запуску и по одной, и по другой программе. …
8.39. Двигатели «Прогресса» выработали все топливо.
8.42. «Мир» входит в плотные слои атмосферы. Высота около 100 километров.
8.46. Баллистики подтверждают, что станция снижается по расчётной траектории.
8.52. В 80 километрах над Землёй началось разрушение комплекса. Сначала раскалённым потоком воздуха сорвало солнечные батареи, навесное оборудование, экранно-вакуумную изоляцию. Затем состыкованные модули оторвались друг от друга и превратились в огненные факелы. Фрагменты станции несутся к Земле с огромной скоростью…
9.01. Останки «Мира» рухнули в Тихом океане. Ориентировочная точка затопления основных частей – 40 градусов южной широты, 160 градусов западной долготы. В этом месте глубина океана – около пяти тысяч метров…».