«Книжная прокрастинация», - встретился мне интересный оборот в одной из статей, и я задумалась.
Бесцельно читать даже самые умные книги, лежа на диване, можно очень долго, хвастаясь КОЛИЧЕСТВОМ прочитанных книг, а можно взять одну - ту, которая соответствует поставленной истинной цели, начать применять рекомендации и со временем прийти к ожидаемому результату. Волшебное слово здесь, - «Действие»! Других вариантов нет.
- Ты знаешь, освоила скорочтение, и теперь могу прочитать до 10 книг в месяц. Очень удобно.
- У меня 5 высших образований! Думаю, поучиться еще и в магистратуре.
- Я все время учусь и не могу остановиться. Так много интересного! Недавно закончила курсы визажиста, сейчас на кинезиолога пойду учиться. (До этого была магистратура по юриспруденции).
Восторженные реплики, которые, наверняка, слышал почти каждый из нас. В любом окружении есть люди, которые коллекционируют бесполезные знания. «Почему же бесполезные? - Уже слышу возмущенные возгласы. – У меня красный диплом!».
Поверьте мне, как преподавателю высшей школы, с опытом работы более 14 лет, - я знаю, как и для чего получаются некоторые красные дипломы. И, опираясь на свой опыт, скажу, что второе, третье и все последующие образования получают те, кто не может себя найти в профессиональной деятельности уже имеющегося образования. Ведь в случае успешности в профессии, человек либо получает еще одно образование по своему профилю, но более углубленно, - магистратура, аспирантура или МВА, либо повышает квалификацию, но опять же в русле выбранной специальности.
Так почему накопительные знания получили такое распространение?
Особенность современного времени – это культ познания, как многолетнее накапливание разрозненных знаний, красивых сертификатов и дипломов о высшем образовании. И это становится похожим на серьезную зависимость, за которой стоит бегство от реальной жизни и полное отсутствие навыков применения полученных знаний на практике.
- Скажите, какую книгу почитать, чтобы повысить свою самооценку… выстроить отношения с подростком… познать свои лучшие стороны… выстроить личные границы, а кстати, что это? – Такие вопросы задает каждый третий, а каждый пятый продолжает, – Ой, только не говорите, что надо работать над собой, - это фраза меня бесит, да и времени нет по психологам ходить (Упс!). Столько умных книг написано, надо просто найти свою.
«Надо просто найти свою», - верное и единственно правильное замечание. Вот только надо ли, когда вокруг так много всего познавательно заманчивого?
- Мне 40, у меня два высших образования, сейчас получаю третье, но не могу найти себя в профессии, - при этом практического стажа ни по одной специальности нет.
Современная доступность получения знаний порождает некую иллюзию легкости применения их когда-нибудь, на практике и укрепляет веру в быстрое разрешение всех жизненных и профессиональных проблем при получении очередного диплома.
Вот и получаем в итоге блестящих эрудитов, ничего не мыслящих в практической деятельности. Например, поучающих тренеров, перебивающихся случайными заработками, но при этом фантастически рассказывающих, как быстро стать миллионером.
А может быть, пора остановиться в этой гонке за знаниями? И пробовать развивать навыки действия? Узнал теорию — применил на практике, потом еще раз повторил, что-то улучшил, что-то убрал, что-то еще добавил из полученных знаний, чтобы двигаться вперед, к профессионализму, а значит, и к востребованности, как специалиста.
Ведь, если практически не использовать полученные знания, не тренировать их, не переводить в практику, - они «залеживаются», теряют «форму» и становятся абсолютно бесполезными. Хотя, нет! Красивый диплом остается официальным напоминанием о тех знаниях, которые так и остались в рамках обучающей программы.
Так почему же все-таки, полученные знания без практических навыков и даже самые мудрые книги не меняют нашу жизнь?
- Знание как цель. И неважно, для чего оно тебе, новое знание в качестве супер модного чтива. «Ой, да знаю, все, что Вы мне сейчас скажете. И книгу я эту читала, и гуру психологии слушала. Знаю все!» - Часто слышу на консультациях или читаю в токсичных комментариях.
Тогда зачем пришли ко мне на консультацию или ко мне, вот на эту страницу? Ведь сейчас каждый второй считает себя крутым специалистом в области психологии, медицины, юриспруденции и зарабатывании денег.
Но оказывается, чтение и слушание, не означает – практическое применение в конкретной ситуации и получение результата. Ведь для этого необходим навык действовать, а его нет. Что получаем в «сухом остатке»? Верно, неудовлетворенных жизнью всезнаек-незнаек, разглагольствующих знатоков, перегруженных теоретическими знаниями, хвастающихся дипломами и эрудицией. Теоретические знания без применения их на практике – бесполезный багаж.
Знания не могут быть ЦЕЛЬЮ, - они СРЕДСТВО, инструмент, способ, благодаря которому достигается поставленная цель, даже, если это получение самого престижного документа об образовании.
Отношение к знанию, как к волшебству, которое невероятным образом изменит жизнь, решит все проблемы человека, без его участия и усилий.
«Сижу и жду чуда!» - Фраза знакомая многим.
«Я читаю все книги, которые Вы рекомендуете, а ничего не происходит», - читаю в комментариях.
Бесцельно читать самые умные книги, лежа на диване, можно очень долго, а можно взять ту, которая соответствует поставленной цели, начать применять рекомендации и со временем прийти к ожидаемому результату. Волшебное слово здесь, - «Действие»! Других вариантов нет.
- Поверхностное чтение без осмысления или количество важнее качества.
«Я книги читаю запоем, одну за другой». Всем известно, что запой – это серьезная неизлечимая болезнь, но не всем известно, что существуют определенные законы памяти, которые работают только при определенных условиях – осмысленном чтении и повторении прочитанного материала, например, в случае применении рекомендации в реальной жизни. Во всех остальных случаях, - это бесцельно потраченное время.
- Информационное пресыщение – это то, что мешает применять на практике полученные знания, так как зарождает в человеке страх не успеть узнать, упустить что-то важное, интересное, полезное и действенное. В результате человек начинает заниматься коллекционированием все новых и новых методов, советов, рекомендаций, которые никак не используются в жизни.
Недавно мне показали очень красиво оформленную тетрадь с красивым замочком, в которую записывается полезная информация, прекрасно работающая на практике. НО у хозяйки этой прекрасной тетради «Лайфхаки в психологии» была иная цель, - коллекционирование бесполезной информации. Для чего? Чтобы давать советы и блистать своими знаниями. «А вот ты знала, что….?».
Так как же делать, чтобы знания работали и помогали в жизни?
Изменить мотивацию получения информации.
Проще говоря, прежде чем взять очередную книгу, заведите привычку задавать себе эгоистический вопрос: " Для чего мне читать эту книгу? Чем она может быть полезной для меня?". Книги ведь есть и для получения различных эмоций – художественная литература, а есть для конкретных знаний или ответов на вопросы.
Тоже самое относится и к очередному образованию. Вопрос: "Для чего оно мне?" - Поможет сохранить ваши деньги или получить еще одну "корочку" для коллекции, а может быть, поможет в очередной раз убежать от решения собственных проблем?
- Возьмите из книги простой практический совет и примените его в жизни при первой же возможности.
И если он сработает, значит, есть смысл тратить деньги, а главное, бесценное время на очередную книгу.
Особенность человеческой психики заключается в том, что иногда кажется, что эта рекомендация слишком проста и не стоит на нее обращать внимания, НО уже не раз доказано самой жизнью, что часто именно незначимые изменения приводят к серьезным, важным и полезным переменам.
Отличная привычка спрашивать себя: «Для чего мне это надо?», - позволит сохранить время и вернуться в реальную активную жизнь, где пригодятся ваши полезные знания.
Психолог Ирина Кураж